В материале рассмотрено, в каком ЛПА регламентировать вопросы изменения договора по результатам закупки за счет собственных средств, возможно ли увеличить цену договора, а также срок действия договора, если объем, предусмотренный в договоре, покупатель еще не выбрал, и возможно ли увеличить количество товара, закупаемого по договору.

1. В каком ЛПА регламентировать вопросы изменения договора

Республиканские унитарные предприятия, госорганы, гособъединения, иные юрлица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозобщества, в уставных фондах которых более 25% акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи (далее — организации), осуществляют закупки, за исключением госзакупок, товаров (работ, услуг) в соответствии с постановлением N 229, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.1 п. 1 постановления N 229).

Виды процедур, а также условия их применения и проведения, требования к заключению и исполнению договоров на закупки, а также иные положения, связанные с осуществлением организацией закупок за счет собственных средств, определяются организацией в порядке осуществления закупок за счет собственных средств (далее — Порядок закупок) с учетом требований, содержащихся в подп. 2.2 — 2.19 п. 2 постановления N 229, а также иных требований, установленных законодательными актами или Совмином в отношении осуществления закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг) (ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229).

Таким образом, вопросы изменения и расторжения договоров на закупку могут регулироваться утвержденным в организации ЛПА — Порядком закупок, но при этом не должны противоречить требованиям постановления N 229, а также иным требованиям, установленным гражданским законодательством, в том числе в отношении закупок за счет собственных средств отдельных видов товаров (работ, услуг).

Достаточно часто в организациях вопросы заключения, изменения и расторжения договоров регулируются не Порядком закупок, а отдельными ЛПА. Представляется, что данная практика не нарушает норму ч. 2 подп. 2.1 п. 2 постановления N 229, поскольку существует достаточно большое количество договоров, заключение которых не регулируется нормами постановления N 229. Соответственно, наличие в организации двух ЛПА, отдельно регулирующих вопросы договорной работы в отношении договоров, заключаемых в соответствии с постановлением N 229, и регулирующих аналогичные вопросы в отношении иных договоров, является нецелесообразным.

Для нормативного урегулирования этого вопроса представляется целесообразным наличие в Порядке закупок указания на то, каким ЛПА регулируются в организации данные вопросы.

2. Возможно ли изменить цену договора

Одним из наиболее частых вопросов, связанных с изменением договора, заключенного по результатам процедуры закупки за счет собственных средств, является вопрос о возможности изменения цены этого договора.

Как было указано выше, постановление N 229 не регулирует вопросы изменения договоров, заключенных по результатам процедур закупок за счет собственных средств. Соответственно, условия такого изменения определяются нормами гражданского законодательства и ЛПА, действующими в организации.

Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законодательством либо в установленном законодательством порядке (п. 2 ст. 394 ГК).

В то же время следует учитывать, что заключение договора по результатам проведенной процедуры закупки, в особенности по результатам конкурентной процедуры, направлено на заключение такого договора на наиболее выгодных для организации условиях. Соответственно, последующее увеличение цены, при исполнении договора, может быть расценено проверяющими и контролирующими органами как возможность причинения ущерба организации.

 Обратите внимание!
МАРТ по вопросу увеличения цены договора высказана следующая позиция. Постановление N 229 не содержит норм, регулирующих исполнение, изменение и расторжение договора, в том числе не установлен и запрет на изменение условий договоров, заключенных по результатам закупок за счет собственных средств. Таким образом, возможность внесения изменения в заключенный по результатам процедуры закупки за счет собственных средств договор, в том числе в части увеличения цены договора, определяется организацией самостоятельно с учетом Порядка закупок. При этом увеличение цены договора может проводиться в исключительных случаях и должно быть обоснованным (ч. 4, 5 письма МАРТ N 14-01-10/48К).

Учитывая рекомендации МАРТ, при изменении цены заключенного договора в сторону увеличения для принятия решения о таком изменении следует подготовить соответствующее обоснование, подтверждающее наличие действительной необходимости увеличения цены договора.

Кроме того, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором (п. 2 ст. 394 ГК). В частности, если договор купли-продажи предусматривает, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.п.), но при этом не определен способ пересмотра цены, цена определяется исходя из соотношения этих показателей на момент заключения договора и на момент передачи товара. Данные правила применяются, если иное не установлено ГК, иными актами законодательства или договором либо не вытекает из существа обязательства (п. 3 ст. 455 ГК).

Таким образом, условиями договора на закупку, заключаемого по результатам процедуры закупки, проведенной в соответствии с постановлением N 229, могут быть предусмотрены случаи и условия, при которых цена договора может быть изменена. 

3. Можно ли увеличить срок действия договора, если объем, предусмотренный в договоре, покупатель еще не выбрал

Постановление N 229 не содержит норм, ограничивающих право сторон вносить изменения в условия договоров, заключенных по результатам закупок за счет собственных средств.

Изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК и иными актами законодательства или договором (п. 1 ст. 420 ГК).

 Примечание
Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора можно заключить только в период до момента истечения срока его действия. Если же указанный в договоре срок его действия уже истек, заключить соглашение о его продлении уже нельзя (ч. 7 п. 16 постановления Пленума ВХС N 16).

При решении вопроса об изменении срока действия договора следует понимать, что такое срок действия договора и что такое срок исполнения обязательства.

В законодательстве отсутствует определение такого понятия, как срок действия договора. На практике под ним понимают определенный сторонами период времени, в течение которого будут действовать условия договора и будут исполняться оговоренные в нем обязательства сторон.

В то же время срок исполнения обязательства — это день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено (п. 1 ст. 295 ГК).

При этом законодательством или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Кроме того, окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение (п. 3, 4 ст. 395 ГК).

Таким образом, если законодательством или договором не установлено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств по договору, то даже после истечения указанного в договоре срока его действия стороны обязаны исполнить обязательства, возникшие в пределах срока действия договора.

Соответственно, если в период действия договора, предусматривающего поставку товара, покупатель не выбрал весь объем оговоренного товара и договор не предусматривает прекращение обязательств поставщика осуществлять поставку товара после истечения срока действия договора, покупатель вправе требовать передачу ему оставшегося товара и после истечения срока действия договора.

4. Возможно ли увеличить количество товара, закупаемого по договору 

Что касается увеличения количества закупаемого по договору товара, то здесь следует учитывать ряд обстоятельств.

Увеличение количества закупаемого товара фактически является дополнительной закупкой. Постановление N 229 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) на сумму до 1000 БВ по одной сделке на дату принятия организацией решения о проведении закупки, если иное не установлено в подп. 1.1-1 п. 1 постановления N 229 (подп. 1.2 п. 1 постановления N 229, п. 9 приложения 1 к постановлению N 229).

Таким образом, по мнению автора, если стоимость дополнительно закупаемого товара не превышает сумму 1000 БВ на дату принятия организацией решения о проведении такой дополнительной закупки, то ограничений на данную закупку нет. Если же дополнительная закупка превышает указанную сумму, то ее проведение должно осуществляться с применением процедур закупок, предусмотренных постановлением N 229.

Кроме того, бывают случаи, когда дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя). Если стоимость такой закупки превышает сумму 1000 БВ, то организация вправе применить процедуру закупки из одного источника (абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления N 229).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex