Сергей Сергеевич Лосев,
кандидат юридических наук, доцент

Вступили в силу 12.07.2022 изменения, внесенные постановлением Совмина от 01.07.2022 N 435 в постановление Совмина от 06.03.1998 N 368 (далее — постановление N 368). Утвержденное постановлением N 368 Положение о порядке и условиях государственного стимулирования создания и использования объектов права промышленной собственности получило новое название — «Положение о стимулировании создания и использования служебных объектов права промышленной собственности» (далее — Положение от 06.03.1998 N 368).

1. Повод для пересмотра Положения от 06.03.1998 N 368

Поводом для пересмотра Положения от 06.03.1998 N 368 стало внесение изменений в Закон о государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь (далее — Закон), связанных с вопросами стимулирования авторов результатов интеллектуальной деятельности. В прежней редакции ст. 37 Закона речь шла о стимулировании авторов инноваций, а также авторов объектов интеллектуальной собственности, созданных в процессе осуществления инновационной деятельности. С учетом сложности определения субъекта, который может признаваться автором инновации, данная норма не получила применения на практике. Поэтому в новой редакции ст. 37 Закона говорится о стимулировании автора (соавторов) служебного объекта права промышленной собственности, созданного и (или) используемого в процессе осуществления инновационной деятельности.

Нормы ст. 37 Закона, изложенной в новой редакции, носят отсылочный характер, предусматривая, что размер и условия стимулирования авторов, а также минимальные размеры вознаграждения определяются Совмином (ч. 2 ст. 37 Закона). Актом Совмина, регулирующим указанные вопросы, в том числе в отношении объектов, создаваемых в рамках инновационной деятельности, является Положение от 06.03.1998 N 368.

2. Отказ от использования термина «государственное стимулирование»

Говоря об изменениях, которые претерпело Положение от 06.03.1998 N 368, в первую очередь следует отметить отказ от использования термина «государственное стимулирование». Такое решение представляется абсолютно оправданным в связи с тем, что лицами, обязанными выплачивать предусмотренное Положением от 06.03.1998 N 368 вознаграждение, выступают хозяйствующие субъекты, являющиеся обладателями имущественных прав на служебные объекты права промышленной собственности (п. 4).

3. Замена термина «объект права промышленной собственности» на термин «служебный объект права промышленной собственности»

По всему тексту Положения от 06.03.1998 N 368 термин «объект права промышленной собственности» заменен на термин «служебный объект права промышленной собственности», что позволило более четко определить сферу применения данного НПА. Напомним, что основания для признания за результатом интеллектуальной деятельности работника статуса служебного объекта права промышленной собственности названы, соответственно, в п. 3 ст. 6 Закона о патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ст. 10 Закона о правовой охране топологий интегральных микросхем, абз. 10 ст. 1 и п. 6 ст. 5 Закона о патентах на сорта растений.

4. Изменения в минимальных размерах вознаграждений за создание изобретения и компенсаций

Наиболее существенные изменения в Положении от 06.03.1998 N 368 связаны с определением минимальных размеров вознаграждения за создание служебного объекта права промышленной собственности, выплачиваемого авторам (соавторам), а также лицам, содействовавшим его созданию. Если Положение от 06.03.1998 N 368 в ранее действовавшей редакции устанавливало единый минимальный размер вознаграждения для всех объектов (изобретений, полезных моделей, промышленный образцов, топологий интегральных микросхем и сортов растений), то Положение от 06.03.1998 N 368 в новой редакции устанавливает более высокий минимальный размер вознаграждения в отношении изобретений, — за создание авторам (соавторам) — 12,5 БВ, а также до 5 БВ увеличен размер вознаграждения лицам, содействовавшим созданию изобретения (абз. 2 ч. 1 п. 8). В отношении иных объектов права промышленной собственности (полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, сорта растений) минимальные размеры вознаграждения за создание объекта, выплачиваемые авторам и лицам, содействовавшим его созданию, остались без изменений (абз. 3 ч. 1 п. 8).

Таким же образом увеличен минимальный размер компенсации, выплачиваемой нанимателем автора в случае принятия решения о сохранении служебного изобретения в тайне или неполучения патента по поданной нанимателем заявке по зависящим от него причинам, — новый размер компенсации составляет 12,5 БВ. Минимальный размер компенсации, выплачиваемой при указанных обстоятельствах лицам, содействовавшим созданию изобретения, увеличен до 5 БВ (абз. 2 ч. 4 п. 8). Размер компенсации авторам иных объектов права промышленной собственности и лицам, содействовавшим их созданию, остался без изменений (абз. 3 ч. 4 п. 8).

Без изменений остались минимальные размеры вознаграждения за использование служебных объектов права промышленной собственности — 10% автору (соавторам) и 3% лицам, содействующим использованию, от прибыли, приходящейся на служебный объект права промышленной собственности, остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, либо в размере 30 БВ автору (соавторам) и 10 БВ лицам, содействующим использованию служебного объекта права промышленной собственности, за полный год использования соответствующего объекта (абз. 5 ч. 1 п. 8).

5. О нерешенных проблемах в системе стимулирования авторов

Нельзя не отметить тот факт, что основные проблемы, присущие системе стимулирования авторов объектов права промышленной собственности, остались нерешенными.

Многие из этих проблем нашли отражение в результатах проведенного Госкомитетом по науке и технологиям в 2021 г. правового мониторинга актов законодательства в сфере интеллектуальной собственности .

В частности, по результатам проведения правового мониторинга было предложено:

— рассмотреть возможность устранения недостатка механизма выплаты вознаграждения, выражающегося в возложении обязанности по выплате вознаграждения на лицо, являющееся обладателем имущественных прав на объект права промышленной собственности, вне зависимости от оснований для приобретения таких прав;

— исключить из системы мер государственного стимулирования лиц, содействовавших созданию и использованию объектов промышленной собственности в целях недопущения злоупотреблений со стороны должностных лиц организаций, выплачивающих указанное вознаграждение и имеющих возможность по своему усмотрению определять круг лиц, получающих вознаграждение;

— дополнить законодательство положениями об обязанности нанимателя заключать с работником (автором) договор о размере, порядке и условиях выплаты вознаграждения за создание и использование такого объекта;

— определить способ расчета размера вознаграждения авторам (соавторам) прежде всего исходя из экономического эффекта от результата интеллектуальной деятельности;

— закрепить механизм правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием служебного объекта права промышленной собственности работниками с использованием опыта и средств нанимателя в соавторстве с физическим лицом, не являющимся работником указанного нанимателя.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex