1. Общие положения

Коррупция является серьезной общественно-политической проблемой и признана одним из источников угроз национальной безопасности. В настоящее время наибольшее количество коррупционных преступлений выявляется в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, а также в сфере государственного управления. Наряду с выявлением и пресечением преступлений особое значение имеет их профилактика. Именно на предупреждение коррупции нацелены организационные и правовые меры, принимаемые в стране в последние годы.

04.01.2023 опубликован Закон от 30.12.2022 N 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее — Закон N 232-З). Основные изменения и дополнения внесены в Закон от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон N 305-З).

По этой причине положения Закона N 232-З направлены на повышение эффективности противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия госорганов и иных организаций в сфере профилактики коррупции, упрощение порядка декларирования доходов и имущества государственными должностными лицами с учетом практики применения законодательства, предложений госорганов и иных организаций, граждан, зарубежного опыта, положений ратифицированных Республикой Беларусь международных правовых актов в этой сфере.

Следует сказать, что изначально Закон N 232-З носил комплексный характер и касался вопросов не только профилактики, но и ответственности за совершение коррупционных деяний (преступлений и правонарушений). Однако впоследствии нормы о совершенствовании уголовной ответственности за коррупцию были выделены из проекта Закона N 232-З и реализованы при комплексной корректировке уголовного закона (УК), а законодательные инициативы об установлении административной ответственности юрлиц за коррупцию — при принятии нового КоАП.

Принятые изменения в большей части не связаны с корректировкой концептуальных положений законодательства о борьбе с коррупцией, а направлены на совершенствование профилактических антикоррупционных мероприятий и имеющихся механизмов, оптимизацию взаимодействия различных субъектов в антикоррупционной сфере.

2. Значение терминологии

В Закон N 305-З вводятся определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при характеристике субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности, также предлагается дефиниция лиц, которые уполномочены в установленном порядке совершать юридически значимые действия.

Соответственно, Законом N 232-З предусмотрено содержание указанных понятий:

организационно-распорядительные обязанности — полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий (абз. 11 п. 1 ст. 4);

административно-хозяйственные обязанности — полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей (абз. 12 п. 1 ст. 4);

лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, — работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица (абз. 13 п. 1 ст. 4).

Таким образом, указанные дефиниции акцентируют внимание на сугубо управленческой составляющей, вертикальной связи между руководителем и подчиненным. Следует также отметить, что данные определения фактически дословно взяты из п. 6 — 8 постановления Пленума Верховного Суда от 16.12.2004 N 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст. 424 — 428 Уголовного кодекса Республики Беларусь)».

3. Что с подарками

В практической деятельности правоприменительных органов возникало немало трудностей при реализации законодательного ограничения на получение имущества (подарков), что было обусловлено отсутствием в законодательстве определений понятий «сувенир», «протокольное и иное официальное мероприятие». Изначально предусматривалось дать определение тому, что же является подарком и сувениром. Однако впоследствии от этого шага отказались.

В итоге понятие «сувенир» исключено из Закона N 305-З и дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия» (абз. 14, 15 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З), одновременно при этом установлена предельно допустимая стоимость такого подарка в размере, не превышающем 20 БВ.

Таким образом, Закон N 232-З устанавливает ограничения для государственных должностных и приравненных к ним лиц, такие лица не вправе: принимать в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 ст. 17 Закона N 305-З (абз. 5 п. 9 ст. 4).

В этой связи не являются нарушениями (абз. 16 — 19 п. 9 ст. 4 Закона N 232-З):

— принятие подарков, полученных при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, стоимость каждого из которых не превышает двадцатикратного размера БВ на дату получения такого подарка, цветов;

— получение имущества в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей, если лицо, его получившее, уведомило в установленном законодательством порядке госорган, иную организацию, в котором (которой) оно проходит службу (работает), о получении такого имущества и безвозмездно сдало его;

— иные случаи, предусмотренные законодательными актами, распоряжениями Президента и постановлениями Совмина.

Заметим в этой связи, что п. 20 постановления Пленума Верховного Суда от 26.06.2003 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве (ст. 430, 431 и 432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь)» определяет: «что не является получением взятки принятие должностным лицом сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, а равно подарков по случаю дня рождения и праздников, если они были вручены должностному лицу без какой-либо обусловленности вознаграждения соответствующими действиями по службе. Если же будет установлено, что под видом подарка передавалась взятка за использование должностным лицом своих служебных полномочий в интересах лица, вручившего подарок, то содеянное квалифицируется как взяточничество независимо от стоимости предмета взятки». Однако с позиций настоящего времени, хоть это и не является взяточничеством (при определенных условиях), принимать такого рода подарки в связи с исполнением служебных (трудовых) обязанностей запрещено.

Запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости (20 БВ) устанавливается и в гражданском законодательстве (ст. 546 ГК). Данные ограничения не затрагивают получение подарков в частной жизни (семейные, дружеские и иные отношения).

Важно отметить, что Закон N 232-З дает определение в этой связи и тому, что считать подарком, протокольным и иным официальным мероприятием. Так:

подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия, — имущество, полученное государственным должностным или приравненным к нему лицом при проведении протокольного и иного официального мероприятия от физических или юридических лиц, в том числе через иное лицо (абз. 14 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З);

протокольное и иное официальное мероприятие — мероприятие, проведение которого предусмотрено законодательством, процедурами, правилами, регламентами, решениями госорганов и иных организаций, участие в котором связано с исполнением служебных (трудовых) обязанностей государственным должностным или приравненным к нему лицом в рамках служебной (трудовой) деятельности либо обусловлено в соответствии с законодательством выполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом устных или письменных указаний руководителя госоргана, иной организации, в котором (которой) проходит службу (работает) государственное должностное или приравненное к нему лицо (абз. 15 п. 1 ст. 4 Закона N 232-З).

Закон N 232-З предусматривает, что порядок сдачи, учета, хранения, определения стоимости и реализации имущества, в том числе подарка, предоставленного государственному должностному или приравненному к нему лицу, его супругу (супруге), близким родственникам или свойственникам, определяется Совмином (абз. 20 п. 9 ст. 4). В настоящий момент этот порядок определен Положением о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, утвержденного постановлением Совмина от 22.01.2016 N 45.

Об иных дополнительных обязанностях, ограничениях и запретах в сфере борьбы с коррупцией читайте в ilex.