Корректировки в существующую процедуру ведения исполнительного производства внесены постановлением Минюста от 03.05.2018 N 98, которое вступило в законную силу 19 мая 2018 г.

Изменения носят точечный характер и основаны на годичном опыте работы по правилам Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Минюста от 07.04.2017 N 67.

В целом изменения направлены на то, чтобы устранить выявленные пробелы в законодательстве и снизить количество спорных ситуаций, которые прямо не урегулированы Законом от 24.10.2016 N 439-З «Об исполнительном производстве».

1. Появился механизм исправления опечаток и описок в актах, которые составляются судебным исполнителем

Ч. 5 п. 9 Инструкции по исполнительному производству

Было Стало
Судебный исполнитель имел возможность исправлять описки или арифметические ошибки только в своих постановлениях. Делалось это путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее вынесенное постановление. Порядок внесения изменения в другие документы судебного исполнителя не был предусмотрена Судебный исполнитель получил возможность исправлять описки и арифметические ошибки в составленных им актах путем вынесения постановления о внесении изменений в ранее составленный акт. Делается это по заявлению участника исполнительного производства или инициативе судебного исполнителя
Почему это важно: это устраняет пробел в полномочиях судебного исполнителя, позволяет более быстро и эффективно решить проблему корректировки акта без необходимости составлять новый акт, для которого часто требуется выезд на место, присутствие представителей должника и взыскателя

2. Появилась возможность производить замену выбывшей стороны исполнительного производства в части

П. 12 Инструкции по исполнительному производству

Было Стало
Судебный исполнитель имел возможность произвести замену выбывшей стороны исполнительного производства. Но не был решен вопрос о том, можно ли это сделать, если изменение касается только части долга, например в случае уступки права требования части долга Судебный исполнитель получил возможность производить замену выбывшей стороны исполнительного производства как полностью, так и в части. При уступке права требования к должнику в исполнительном производстве появится два взыскателя: предыдущий и новый кредитор
Почему это важно: это защищает интересы взыскателей от необоснованного отказа в замене стороны и необходимости отдельно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства, теряя очередность

3. Изменился момент, с которого судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство при подаче жалобы на него

П. 24 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Судебный исполнитель был вправе приостановить исполнительное производство в случае принятия к рассмотрению жалобы на постановление или действие (бездействие) судебного исполнителя Судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в случае подачи жалобы на его постановление или действие (бездействие)
Почему это важно: вынесение отдельного документа о принятии жалобы к рассмотрению не предусмотрено, поэтому в спорных ситуациях подтвердить подачу жалобы и наличие оснований для приостановления исполнительного производства было сложно

4. Появилась процедура изменения суммы взыскания в рамках возбужденного исполнительного производства

Ч. 6 п. 31 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
После рассмотрения судом заявления об индексации суммы долга или вынесения постановления об изменении размера административного взыскания необходимо было возбуждать отдельное исполнительное производство В случае предъявления к исполнению исполнительного листа на основании решения об индексации долга или постановления об изменении размера административного взыскания судебный исполнитель добавляет новую сумму к долгу по уже возбужденному исполнительному производству
Почему это важно: это защищает интересы взыскателей, когда в отношении должника возбуждено большое количество исполнительных производств,
т.к. не нужно возбуждать отдельное исполнительное производство о взыскании дополнительных сумм и ждать наступления очередности

5. Закреплено правило: 1 исполнительный документ = 1 исполнительное производство

Ч. 2 п. 36 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
К одному заявлению о возбуждении исполнительного производства можно было приложить несколько исполнительных документов. По такому заявлению возбуждалось одно исполнительное производство К каждому исполнительному документу должно прилагаться одно заявление о возбуждении исполнительного производства, даже если эти документы были выданы на основании одного решения суда
Почему это важно: если не соблюдать это правило, судебный исполнитель возвратит заявление без возбуждения исполнительного производства, что повлечет потерю времени при взыскании

6. Исполнительное производство может быть возбуждено в отношении ИП, исключенного из ЕГР, как физлица

Ч. 7 п. 35 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Если заявление о возбуждении исполнительного производства подавалось в отношении ИП, исключенного из ЕГР, судебный исполнитель его возвращал без возбуждения исполнительного производства Если после исключения ИП из ЕГР в отношении этого ИП подается заявление о возбуждении исполнительного производства, исполнительное производство должно быть возбуждено, но в отношении гражданина
Почему это важно: это защищает интересы взыскателей и помогает оптимизировать действия по принудительному исполнению

7. Изменены правила определения места совершения исполнительных действий в отношении
должника-гражданина и ИП

П. 44 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Исполнительное производство в отношении гражданина и ИП могло вестись:
— по месту его жительства (пребывания);
— по месту получения им зарплаты или приравненных к ней доходов;
— по месту нахождения его имущества
Исполнительное производство в отношении гражданина ведется по месту его жительства (пребывания) или по месту нахождения его имущества.

Исполнительное производство в отношении ИП ведется по месту нахождения его имущества или осуществления им хозяйственной деятельности

Почему это важно: эти правила важны для корректного определения отдела принудительного исполнения, в который нужно подавать заявление о возбуждении исполнительного производства, чтобы исключить необоснованную потерю времени на пересылку заявления между отделами

8. Для применения меры по обеспечению исполнения нужно подавать отдельное ходатайство и только после возбуждения исполнительного производства

Ч. 2 п. 51 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Ходатайство о применении меры по обеспечению могло быть включено в текст заявления о возбуждении исполнительного производства, могло быть оформлено в виде приложения к этому заявлению. Подать такое ходатайство можно было одновременно с заявлением о возбуждении исполнительно производства Ходатайство о применении меры по обеспечению исполнения может быть заявлено только в виде отдельного ходатайства взыскателя. Подать такое заявление можно только после возбуждения исполнительного производства
Почему это важно: если не соблюсти новые правила подачи ходатайства, судебный исполнитель может отказать в его рассмотрении и не применить к должнику меры по обеспечению

9. Установлен порядок взыскания долга в белорусских рублях, если в исполнительном документе указана сумма долга в иностранной валюте

Ч. 3 п. 65 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Не была предусмотрена возможность перечисления кредитору взысканных сумм в белорусских рублях, если сумма долга в исполнительном документе была указана в иностранной валюте Если исполнительный документ выдан в иностранной валюте, деньги могут перечисляться взыскателю и в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату перечисления. Для этого необходимо подать письменное заявление
Почему это важно: важно для взыскателя для понимания возможностей и процедуры

10. Установлен порядок взыскания принудительного сбора в белорусских рублях, если в исполнительном документе указана сумма долга в иностранной валюте

Ч. 3 п. 65 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Не был предусмотрен порядок определения курса белорусского рубля к иностранной валюте при взыскании принудительного сбора в белорусских рублях, если сумма долга исчислялась в иностранной валюте При исчислении долга в иностранной валюте принудительный сбор взыскивается в белорусских рублях по курсу Нацбанка на дату вынесения постановления об удержании принудительного сбора
Почему это важно: важно для должника для прогнозирования последствий неисполнения требований по исполнительному документу в добровольном порядке

11. Установлены дополнительные критерии, при которых реализация имущества должника может быть признана экономически нецелесообразной

П. 113 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Реализация имущества должника признавалась экономически нецелесообразной, если расходы на оценку и (или) реализацию имущества превышали стоимость этого имущества Реализация имущества признается экономически нецелесообразной, если расходы на оценку, изъятие, хранение, перевозку, реализацию такого имущества превышают его стоимость
Почему это важно: увеличивает количество случаев, когда имущество должника может быть оставлено за взыскателем в счет погашения долга

12. Установлен порядок определения размера вознаграждения, которое выплачивается реализующей организации в зависимости от стоимости имущества

Ч. 5 п. 116 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Размер вознаграждения реализующей организации не мог превышать 10% стоимости реализованного имущества. Критериев определения конкретного размера вознаграждения установлено не было Размер вознаграждения зависит от стоимости реализованного имущества (позиции, лота) и составляет не более:
10% — при стоимости имущества до 1000 БВ;
9% — при стоимости имущества от 1000 до 2000 БВ;
8% — при стоимости имущества от 2000 до 3000 БВ;
7% — при стоимости имущества от 3000 до 4000 БВ;
6% — при стоимости имущества от 4000 до 5000 БВ;
5% — при стоимости имущества от 5000 до 7000 БВ;
4% — при реализации имущества стоимостью от 7000 до 10000 базовых величин;
3% — при стоимости имущества от 10000 до 15000 БВ;
2% — при стоимости имущества от 15000 до 30000 БВ;
1% — при стоимости имущества свыше 30000 БВ
Почему это важно: установленная шкала размера вознаграждения позволяет оптимизировать издержки, связанные с исполнением исполнительного документа, которые ложатся на должника

13. Установлен срок, по истечении которого судебный исполнитель возвращает взыскателю исполнительный документ, если у него отсутствует возможность перечислить денежные средства взыскателю

Ч. 3 п. 187 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Если у судебного исполнителя отсутствовала возможность при надлежащем уведомлении взыскателя перечислить или передать ему денежные средства, денежные средства возвращались должнику или распределялись между иными взыскателями, исполнительный документ возвращался взыскателю. При этом срок, который должен истечь после надлежащего уведомления взыскателя, установлен не был Если у судебного исполнителя по истечении одного месяца со дня надлежащего уведомления взыскателя о необходимости предоставления реквизитов для перечисления денег отсутствует возможность перечислить (выдать) ему эти деньги, исполнительный документ возвращается взыскателю, денежные средства возвращаются должнику или распределяются между иными взыскателями
Почему это важно: предоставляет взыскателю больше возможностей реализовать свои права на получение взысканных денежных средств

14. Установлен срок для составления судебным исполнителем акта по результатам проведения электронных торгов субъектом торговли или специализированной организацией

П. 152 Инструкции по исполнительному производству
Было Стало
Не был установлен срок, в течение которого судебный исполнитель должен составить акт о проведенных торгах, если электронные торги проводились субъектом торговли или специализированной организацией Акт о проведенных торгах должен быть составлен в течение одного дня с момента поступления судебному исполнителю от субъекта торговли и специализированной организации документов, оформленных по результатам электронных торгов
Почему это важно: устраняет пробел в регулировании, тем самым сокращая случаи возможной задержки в исполнительном производстве