С 15 января 2018 г. изменились квалификационные требования к должности бухгалтера <*>. В связи с этим нанимателям стоит пересмотреть должностные инструкции бухгалтерам и при необходимости внести в них корректировки. Рассмотрим, в каком случае это следует сделать и как.
В каком случае нужно внести изменения
Каждая должностная инструкция должна определять должностные обязанности, права и ответственность работника <*>. Законодательство не предписывает нанимателю отражать в должностных инструкциях квалификационные требования квалификационной характеристики должности. В связи с этим в должностной инструкции может:
— отсутствовать пункт, определяющий квалификационные требования;
— содержаться пункт, определяющий квалификационные требования, с отсылкой к законодательству. Например, со следующей формулировкой: «На должность бухгалтера назначается лицо, имеющее уровень образования и стаж работы в соответствии с требованиями законодательства»;
— содержаться пункт, в котором дословно приводятся квалификационные требования квалификационной характеристики должности.
Обратите внимание!
В должностной инструкции наниматель не может установить иные квалификационные требования к должности, чем предусмотренные ее квалификационной характеристикой. В порядке исключения он может принять на работу лицо, образование и (или) стаж работы которого не соответствует таким требованиям, если иное не установлено законодательством. При этом может учитываться, в частности <*>:
— уровень и профиль (направление) образования работника, его специальность и квалификация;
— наличие степени магистра по соответствующей специальности (квалификации);
— специальные знания и деловые качества;
— опыт работы по соответствующему направлению деятельности;
— инициативное и творческое отношение к работе.
Именно в должностные инструкции последнего вида (где приводятся нормы законодательства) нанимателю следует внести корректировки в связи с произошедшими изменениями.
Примечание
Подробнее о произошедших изменениях см. комментарий «Бухгалтером можно стать и без профильного образования».
Обратите внимание!
Если полное наименование должности содержит базовое «бухгалтер» и иные дополнительные сведения (например, по заработной плате, по учету ТМЦ) <*>, то внести корректировки также необходимо.
В квалификационных требованиях квалификационной характеристики должности «главный бухгалтер» изменений не произошло.
Как внести изменения
1. Определяем ответственных
Как правило, внесением изменений в должностные инструкции занимается их разработчик. Ответственное за это лицо наниматель определяет самостоятельно, например, в ЛНПА (положении, приказе и т.д.). В частности, такую обязанность можно установить инспектору по кадрам. Вместе с тем наниматель может назначить и несколько ответственных лиц (например, непосредственного руководителя и инспектора по кадрам).
2. Подготавливаем проект вносимых изменений
В связи с изменением законодательства внести корректировку необходимо в пункт, отражающий квалификационные требования квалификационной характеристики бухгалтера. При этом можно выбрать один из следующих вариантов действий:
— исключить пункт.
Обратите внимание!
Исключение нормы не означает, что квалификационные требования к должности бухгалтера не применяются. Несмотря на их отсутствие в должностной инструкции, наниматель по-прежнему будет обязан их применять;
— сделать пункт универсальным с отсылкой к законодательству. Например, использовав в нем следующую формулировку: «На должность бухгалтера назначается лицо, соответствующее квалификационным требованиям квалификационной характеристики бухгалтера согласно выпуску 1 ЕКСД, утвержденному постановлением Минтруда от 30.12.1999 N 159»;
— включить в пункт полный текст нормы в новой редакции.
3. Издаем приказ
Дальнейший порядок внесения изменений зависит от того, в каком виде оформлена должностная инструкция:
— как отдельный документ. То есть она является локальным нормативным правовым актом и действует в отношении неопределенного круга лиц, работающих в одинаковых должностях <*>;
— как приложение к трудовому договору. То есть является неотъемлемой частью трудового договора, заключенного с работником, и действует в отношении только его <*>.
Рассмотрим оба случая (см. схему).
Комментарий к схеме
<1> Для внесения изменений в должностную инструкцию нанимателем издается соответствующий приказ (распоряжение). Его форма содержится в УСОРД. Однако придерживаться данной формы не обязательно, так как она имеет рекомендательный характер. Вместе с тем приказ должен отвечать требованиям правил делопроизводства <*>.
<2> Изменения вносятся в порядке, предусмотренном для трудового договора. В первую очередь заключается дополнительное соглашение между нанимателем и работником. Составить его необходимо письменно в двух экземплярах с подписями обеих сторон. Один экземпляр — для работника, второй — для нанимателя <*>.
После заключения дополнительного соглашения нанимателю следует издать приказ о внесении изменений в должностную инструкцию <*>. При этом необходимо соблюсти правила делопроизводства <*>.
Примечание
Более подробно об оформлении приказа см. статью «Оформляем приказ по новым правилам» (автор М.Н.Асимович).
Обратите внимание!
Если должностная инструкция принималась по согласованию или при участии профсоюза, изменения вносятся с соблюдением такого же порядка.
4. Ознакомление работника с приказом
Отметим, что рассматриваемая корректировка не будет изменением существенных условий труда. Более того, наниматель обязан привести трудовой договор (а равно и приложения к нему) в соответствие с требованиями законодательства <*>. Таким образом, согласия работника в рассматриваемой ситуации не требуется.
Вместе с тем работника следует ознакомить с изданным приказом. Например, путем внесения в него записи «С приказом ознакомлен(а)», а также проставления даты и подписи работника. Это целесообразно сделать даже в том случае, если заключалось дополнительное соглашение.