Виктор Герасимович Шевцов,
судья суда Минского района
Минской области

Развитие электротранспорта невозможно без грамотного юридического закрепления его статуса. В настоящий момент имеет место неоднозначное толкование юридических норм, регламентирующих такие понятия, как «водитель», «транспортное средство», «дорожно-транспортное происшествие» применительно к малому электротранспорту.

Так, в последние годы появилось большое количество транспортных средств для городской езды на электродвигателях с аккумуляторами. К ним относятся моноподы, электросамокаты, электроскутеры и прочее. Многие из подобных агрегатов пригодны для передвижения с высокой скоростью, недоступной транспортным средствам на мускульной тяге. Кроме того, они обладают значительной массой, а производители не всегда приводят данные о длине тормозного пути.

Продавцы подобных агрегатов уверяют, что на электросамокаты и аналогичную продукцию не распространяются требования ПДД, а именно не требуется водительское удостоверение, техосмотр, страхование гражданской ответственности и прочее. Попробуем разобраться, насколько такие уверения согласуются с действующими нормами законодательства.

Для анализа нами были выбраны популярные транспортные средства, которые отнесены продавцами к электросамокатам. Справедливости ради нужно отметить, что само понятие юридически не закреплено, поэтому чётких критериев применительно к такому агрегату не существует.

Обратите внимание на следующий малый электротранспорт:
1. Электросамокат Mi Electric Scooter обладает максимальной скоростью движения 25 км/ч, мощностью двигателя 250 Вт. Кроме того, он оснащён тормозной системой (E-ABS + дисковые), фарой спереди и габаритным фонарём сзади. Максимальный вес «пассажира» — 100 кг.
2. Электросамокат Sakuma HDH-DD18M-01 способен развить скорость до 35 км/ч при мощности двигателя 800 Вт. Устойчивость придают широкие колёса (22 см), значительная масса (51 кг), а большая грузоподъёмность (до 200 кг) позволяет использовать его для различных нужд. Одного заряда достаточно для 60 — 70 км пути.
3. Электросамокат Electrotown Speedway S4, оснащённый 600-ваттным двигателем, разгоняется до 45 км/ч. Он также оснащён фарами и 10-дюймовыми колёсами, при массе 24 кг способен перевозить до 120 кг полезной нагрузки.
4. Модель ElectroTown Citycoco X7 Double Seat обладает 1500-ваттным двигателем, и максимальная скорость движения на нём — 50 км/ч. Отличительные особенности решения — сиденье и подножки для пассажира, широкие колёса (22 см), тормозная система. Масса данного агрегата — 66 кг, он способен перевезти до 150 кг нагрузки, пригоден для движения в тёмное время суток (имеются фары).

Итак, беглый анализ демонстрирует, что представленные модели имеют различные характеристики и предназначение. Отдельные решения созданы исключительно для отдыха (способны принять на борт лишь одного человека и двигаться не больше 20 — 25 км/ч). Другие больше похожи на мопеды (скутеры) как по мощности двигателя, так и по предельной скорости, оснащению (тормозная система, спидометр), наличию пассажирского сиденья.

По нашему мнению, отнесение мощных устройств, способных к быстрому разгону, обладающих большой массой, к самокатам — обман и потребителя, и законодателя. Наличие сиденья и электродвигателя, технические характеристики делают невозможным приведение агрегата в движение за счёт мускульной силы человека. Большая масса наряду с отсутствием элементарной защиты водителя и пассажира несет угрозу их безопасности.

Но в ПДД электротранспорт как самостоятельная категория практически не упоминается.

Так, согласно подп. 2.69 п. 2 ПДД транспортное средство — это устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования.

Согласно подп. 2.26 п. 2 ПДД механическое транспортное средство — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Согласно подп. 2.27 п. 2 ПДД мопед — это механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость движения не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Согласно подп. 2.8 п. 2 ПДД водитель — физическое лицо, управляющее транспортным средством, самоходной машиной.

Таким образом, наиболее мощные «электросамокаты» было бы правомерно отнести к мопедам. Но в силу наличия в ПДД формального требования к мощности электродвигателя ТС сделать это невозможно.

Требуется ли сдача экзамена владельцу электросамоката?

Согласно ст. 24 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 N 313-З (ред. от 13.07.2016) «О дорожном движении» к категории «АМ» относятся такие транспортные средства, как мопеды.

Однако «электросамокаты» не оборудованы двигателем с рабочим объемом до 50 куб. см, а оснащены электродвигателем, в связи с чем получать водительское удостоверение категории «АМ» для их управления не требуется.

Нужно ли регистрировать электросамокат?

Согласно п. 8 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2002 N 1849, регистрации в регистрационных подразделениях подлежат мопеды, квадрициклы, иные механические транспортные средства с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания 50 и более куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью движения более 50 км/ч и прицепы к ним, предназначенные для движения по дорогам.

Поскольку ни один из исследованных объектов не подпадает в данный перечень, то и регистрации не подлежит.

Требуется ли страхование гражданской ответственности владельцу электросамоката?

Согласно п. 149 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 N 530, транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, — это в числе прочего мотороллеры и мопеды.

Таким образом, в законодательстве отсутствует требование о страховании гражданской ответственности владельцев электросамокатов.

Подлежат ли привлечению к административной (уголовной) ответственности лица, управляющие электросамокатами и нарушившие правила дорожного движения?

Вопрос, который вызывает больше всего опасений в правоприменительной практике, — это совершение виновных действий лицами, управляющими электросамокатами. В настоящий момент отсутствует единая практика о том, подлежат ли такие лица административной ответственности по ст. 18.16 КоАП (управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)) и по ст. 18.17 КоАП (нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, оставление места дорожно-транспортного происшествия).

Вместе с тем привлечение к административной ответственности по этим и другим статьям не исключено в случае, если деяние образует состав административного правонарушения.

Так, если лицо, находящееся в состоянии опьянения, использует электросамокат в качестве транспортного средства и передвигается по дороге с помощью электродвигателя, по нашему мнению, можно вести речь о его привлечении к ответственности по ст. 18.16 КоАП.

Итак, частично уверения продавцов малого электротранспорта соответствуют действительности. Для участия в дорожном движении на электросамокатах, больше напоминающих мопеды, в данный момент не требуется сдача практического и даже теоретического экзамена на знание ПДД, его регистрация, страхование ответственности.

Таким образом, для урегулирования вышеизложенных спорных вопросов требуется внесение изменений в законодательство. В частности, необходимо дать чёткое определение понятию «электротранспорт», определить его категории. В дальнейшем должны быть установлены единые требования как к производителям, так и к пользователям электротранспорта определенных категорий, урегулирован вопрос с получением водительского удостоверения, страхованием ответственности.