Пандемия, война и западные санкции вынудили Беларусь выстраивать новые логистические цепочки. Фокус сместился на восточное направление. Все больше грузов идет в/через Россию, страны СНГ и Азии. Однако и полного закрытия европейского направления не произошло. Впрочем, трансформация еще не привела к восстановлению грузооборота, который в январе-августе снизился на 24,7% до 60,1 млрд тонно-километров.

Восток

— В настоящее время организация поставки белорусских экспортных грузов претерпевает трансформацию, — констатировал первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Ляхнович. — В связи с санкциями, которые были введены против Беларуси, серьезно изменилось расстояние перевозки наших грузов: оно выросло с 600 километров через порты в Литве и Латвии до 1 тысячи и более километров. Все это потребовало от нас новых нестандартных решений. Эти решения напрямую связаны с переориентацией поставок грузов на морские порты России.

В феврале 2021 года было подписано межправительственное соглашение о перевозке и перевалке белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские порты. В текущем году для Беларуси открыли, помимо северо-западных, порты южного направления, напомнил первый замминистра.

— Сейчас идет работа над соглашением по перевалке других белорусских грузов через Россию — это как сухопутные маршруты, так и порты РФ. Но, не дожидаясь этого соглашения, мы вместе уже выстроили определенные цепочки поставок белорусской продукции. Уже задействованы порты Оля, Астрахани, Махачкалы. Это позволяет нам успешно выйти на рынки Ирана и Индии, восстановить поток, который раньше шел через порты стран Балтии, — сказал Ляхнович.

По словам участников рынка, поставки через южные порты России пока невелики.

Наряду с этим через Россию проходят и другие транспортные цепочки. В частности, стали популярными маршруты из Беларуси в Турцию, Грузию, Казахстан, Узбекистан, Армению. Резкий скачок спроса на перевозки отмечен и в обратном направлении – из Турции, Грузии и Казахстана в Беларусь. Речь идет о поставках как автомобильным, так и железнодорожным транспортом.

Кроме того, в рамках развития коридора Север – Юг Белорусская железная дорога совместно с партнерами запустила курсирование ускоренного поезда по маршруту Беларусь – Россия – Азербайджан. Он позволяет за 7 суток доставлять грузы, производимые в Беларуси, в Азербайджан.

За 7 месяцев 2022 года в пять раз увеличилось количество отправленных контейнерных поездов из Беларуси в Китай. Заместитель гендиректора Белорусского научно-исследовательского института транспорта «Транстехника» по научной работе Олег Геливер утвердительно ответил на вопрос, есть ли перспективы дальнейшего увеличения железнодорожных перевозок по маршруту Беларусь-Китай и в обратном направлении.

— Есть и перспективы, и разные подходы по решению данного вопроса. Думаю, мы их еще не исчерпали, — считает Геливер.

Надо отметить, что за январь — июль 2022 года объем торговли товарами между Беларусью и Китаем составил 3,07 млрд долларов, что на 10,2% выше показателя аналогичного периода 2021 года. Причем белорусский экспорт в КНР вырос на 98,9% до 943,3 млн долларов. Основные точки роста экспорта: калийные удобрения, продовольствие, лесоматериалы, специфические товары.

Запад

С 16 апреля Беларусь ввела запрет на въезд на свою территорию зарегистрированных в ЕС транспортных средств. Это стало ответным шагом на аналогичные санкции для белорусских и российских перевозчиков. Впрочем, ограничения на въезд белорусских и российских фур в ЕС не коснулись продовольствия, энергоносителей, удобрений. Беларусь при этом разрешила операции перецепки/перевалки груза на другое транспортное средство на своей приграничной территории.

Правительство Беларуси определило 17 мест, где можно осуществлять процедуры перецепки/перегрузки. В этих хабах имеется возможность одновременного размещения более 2100 транспортных средств для совершения грузовых операций.

Ежедневно осуществляется около 1300 перецепок/перегрузок.

— Количество зависит от дня недели, от месяца, как часто и систематически подаются транспортные средства. Но в среднем в день получается 900 операций при ввозе продукции в Беларусь и около 400 – при вывозе, — сообщил заместитель начальника главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Александр Нистюк.

Источник — https://ru.freepik.com/f

Перецепка и перегрузка экспортного груза требует меньшего количества операций по сравнению с импортным, пояснили эксперты.

Всего с начала действия этих мер совершено свыше 140 тысяч перецепок и около 59 тысяч перегрузок, подсчитали в ГТК.

По словам Нистюка, «принятые меры позволили доставлять необходимое для Беларуси сырье, а также продолжать экспорт белорусской продукции».

— Первое время были опасения, что перецепка/перегрузка повлечет удорожание транспортировки грузов. Однако стоимость удерживается на минимальном уровне. Перецепка обходится в 130 рублей, перегрузка – в 360 рублей, — сказал представитель ГТК.

Последовать примеру Беларуси может и Россия, которая пока не вводила ограничения на въезд в РФ через внешнюю границу Евразийского экономического союза перевозчиков, зарегистрированных в ЕС. Однако нельзя исключать, что такие нововведения могут появиться после 1 октября. По данным СМИ, российские Минсельхоз и Минпромторг готовят список товаров, с которыми фуры из ЕС смогут въезжать в Россию, избегая запрета. Точная дата пока неизвестна, а соответствующие документы не изданы, сообщили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Вместе с тем площадками для перегрузки, по данным АСМАП, могут стать погранпереходы в Ленинградской, Псковской, Мурманской областях и Республике Карелия. По мнению опрошенных «Логирусом» экспертов, главный риск введения перегрузки/перецепки – увеличение стоимости и сроков автодоставки грузов из стран Евросоюза.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.