Беларусь присматривается к опыту Ирана, который живет под экономическими западными санкциями 40 лет, в том числе последние три года – фактически в изоляции. На этом фоне Минск и Тегеран пытаются перезагрузить отношения, забыв об устаревших бизнес-проектах и наметив перспективные. Вспоминаем, как протекало экономическое сотрудничество Беларуси и Ирана и что сейчас видится на горизонте.

Что осталось в истории

Особые отношения Беларуси и Ирана завязались в 2005-2007 годах, когда президенты двух стран поочередно побывали друг у друга в гостях и провели ряд двусторонних встреч на международных форумах. Беларусь в первую очередь надеялась получить доступ к нефти в Иране, которая в числе лидеров по запасам «черного золота». Помощь белорусов в освоении новых месторождений нефти показалась иранским партнерам весьма кстати. Поэтому в 2007 году «Белоруснефть» и Национальная иранская нефтяная компания подписали соглашение на 500 млн долларов по разработке белорусскими специалистами иранского месторождения Джофеир. Спустя 3 года начались практические работы. Однако в 2011 году «Белоруснефть» объявила о выходе из иранского проекта на фоне разногласий между сторонами и введенных санкций.

В 2007 году белорусские власти заключили инвестиционное соглашение с иранской компанией Iran Khodro. На мощностях завода «Юнисон» под Минском планировалось производить до 25 тысяч автомобилей «Саманд» в год. Но в 2012 году проект закрылся.

— За пять лет работы только около тысячи автомобилей было произведено и продано, и то под моим нажимом — в МВД, еще куда-то, в госструктуры. Потому что не покупают. И цена слишком высокая для такого класса автомобилей, и модель устаревшая «Пежо-405», говорил тогдашний первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко.

Впрочем, в истории были и успешные проекты. Иранская компания «Кейсон» построила логистический центр «Прилесье» на выезде из Минска вблизи Могилевского шоссе. Правда, другой крупный объект иранская компания не смогла завершить. На пересечении проспекта Независимости и улицы Калиновского собирались построить многофункционального комплекс «Магнит». Планировалось, что комплекс возведут в 2014-м году. Затем сроки продлевались несколько раз. Однако летом 2022 года белорусские власти решили забрать долгострой и на его месте создать торговый центр, где бы продавали исключительно товары белорусского производства.

Какой расклад в настоящее время и причем здесь санкции

Источник — https://ru.freepik.com/

Товарооборот между Беларусью и Ираном в 2021 году составил 33,28 млн долларов. В январе — июле 2022 года объем взаимной торговли вырос до 40,1 млн долларов, более чем в 2 раза к показателю аналогичного периода 2021 года, белорусский экспорт составил 28,3 млн долларов, импорт — 11,8 млн.

Основными статьями белорусского экспорта в Иран являются изделия из дерева, газетная бумага, подшипники и другие промышленные товары. Иран поставляет в Беларусь фрукты и сухофрукты, орехи, медицинские приборы и лекарства.

По данным МИД Беларуси, основным препятствием на пути развития экономического сотрудничества являются санкции США, которые блокируют двустороннее сотрудничество по ряду важных направлений. Когда в 2018 году в отношении Ирана были послабления, то товарооборот с Беларусью составил 154,1 млн долларов, что стало рекордом за последние 25 лет. Тогда же стороны решили довести взаимный товарооборот до миллиарда долларов.

Впрочем, сейчас Беларусь сама находится под  западными санкциями, поэтому присматривается к опыту Ирана, который живет под экономическими ограничениями 40 лет, в том числе последние три года – фактически в изоляции. В частности, действует нефтяное эмбарго, а иранские банки отключены от системы межбанковского обмена информацией SWIFT. Но экономика страны смогла адаптироваться.

Несмотря на санкции, были найдены способы доставки нефти. В море стали выходить танкеры без опознавательных знаков, которые либо перекачивали иранскую нефть на суда других стран, смешивая ее с разрешенной, либо просто экспортируя ее, но уже под флагом иного государства.

В условиях международной финансовой блокады в Иране резко выросла популярность неформальной системы денежных переводов, полностью основанной на доверии и личных связях, – хавалы. Кроме того, наладили майнинг криптовалют и бартерные схемы.

Беларуси также интересен работающий в Иране механизм импортозамещения и параллельного импорта. В исламской республике можно купить многие иностранные товары, даже несмотря на то, что они в эту страну официально не поставляются. Иранские компании наладили взаимодействие с посредниками, что позволяет поставлять в страну популярные марки и бренды.

Что в перспективе

В текущем году Беларусь и Иран активизировали сотрудничество. Стороны намерены провести «ревизию вопросов, по которым пытались когда-то договориться, отбросив то, что уже устарело», и оставить только перспективные проекты. Уже выявлен потенциал совместной работы в ряде сфер экономики.

«БелАЗ» намерен наладить с иранской компанией HEPCO совместное производство 136-тонных и 240-тонных карьерных самосвалов в Иране, передает presstv.ir. В течение трех лет намечено собрать 500 большегрузных самосвалов.

Руководитель Национальной иранской компании по производству меди Али Ростами подчеркнул, что  проект, который был согласован во время визита министра промышленности Ирана Резы Фатеми Амина в Минск в июле 2022 года, направлен на увеличение добычи полезных ископаемых в Иране не менее чем на 40% в год.

Иранский автопроизводитель Iran Khodro налаживает поставки бюджетных седанов Runna+ и Soren в Беларусь. Их видят в качестве конкурентов Lada Vesta и Lada Granta. Стороны допускают, что в дальнейшем может быть начата сборка иранских машин в Беларуси.

Минсельхозпрод обсуждает организацию поставок белорусской растениеводческой, мясной и молочной продукции, а также комбикормов и премиксов для животных в Иран, а также встречных поставок овощей, фруктов, рыбы и морепродуктов из Ирана в Беларусь.

Для наращивания взаимной торговли следует организовать маршруты доставки товаров. Минск заинтересован в использовании возможности иранских портов и железных дорог. Прорабатывается вопрос об открытии в Иране экспортных терминалов для двухсторонних поставок товаров.

Отмена разрешительной системы на все виды автомобильных перевозок позволит логистическим компаниям шире использовать потенциал автотранспорта при построении новых логистических схем в сообщении Беларусь-Иран.

Также обсуждается открытие прямого авиасообщения между странами по маршруту Тегеран-Минск-Тегеран, в том числе с возможной организацией стыковочных схем.

Наметились также подвижки в финансовой сфере. Нацбанк Беларуси 28 сентября вернул ТК Банку, основным акционером которого является иранский Банк Теджарат, лицензию на привлечение вкладов. Причины восстановления лицензии регулятор не называет. Банк с иранский капиталом лишился разрешения 10 лет назад на фоне введения американских санкций. Это решение ежегодно продлевалось.

По состоянию на 1 сентября 2022 года нормативный капитал ТК Банка составляет 200,5 млн рублей. Он занимает 19-е место среди 21 действующего белорусского банка. Прибыль ТК Банка за первое полугодие 2022 года составила 10 млн рублей.

Впрочем, изначально основным направлением деятельности банка среди прочего было развитие внешнеэкономических связей субъектов хозяйствования Беларуси и Ирана, а также организация системы торгового финансирования и взаиморасчетов между субъектами республики и стран Ближнего Востока.