Уже больше года многие мировые производители жалуются на нехватку чипов. Данная проблема привела к дефициту и подорожанию как самих микросхем, так и товаров, где они установлены. Почему возникли эти трудности, как они сказываются на Беларуси и что ожидать в будущем?

Что за чипы и кто их производит?

Чипы изготовляют из полупроводниковых материалов. Они состоят из множества транзисторов. Такие микросхемы необходимы для преобразования электрических сигналов. По сути, чип это «мозг» любой электроники, независимо от того, где она установлена – стиральная машина, зубная щетка или автомобиль.

«Без чипа, который стоит 10 центов, вы не продадите машину, чья цена составляет 30 тысяч долларов», – объясняет аналитик консалтинговой компании Gartner Гаурав Гупта. Внутри машины может быть более тысячи полупроводников, и важен каждый из них. Например, чипы контролируют и управляют работой двигателя, они следят за качеством топливной смеси, отслеживают уровень давления в шинах.

В принципе производство чипов — сложный технологический и организационный процесс. Он занимает месяцы, иногда годы, и чем более продвинутой становится технология, тем больше времени требуется для выпуска новых чипов.

Всемирно известных производителей микросхем не так уж и много. Самые крупные из них — тайванская TSMC и южнокорейская Samsung.

Почему возник дефицит чипов?

Триггером роста дефицита полупроводников называют пандемию коронавируса. Она спровоцировала лавинообразный спрос на технику для дома и удаленной работы. Однако в первую волну пандемии упал спрос на чипы со стороны автопроизводителей. Мировой автопром начал восстанавливаться во втором полугодии 2020 года, но спрос на чипы в других отраслях не снижался.

Покрыть повышенный спрос не позволяли ограниченные производственные мощности. К тому же произошла серия техногенных аварий: засуха в Тайване, из-за которой возникли проблемы с заводами TSMC, пожар на заводе крупного обработчика кремниевых плат Renesas Electronics в Японии, коллапс в американском штате Техас, вызванный аномальными морозами, в результате чего были временно остановлены фабрики, принадлежащие Samsung, NXP Semiconductors и Infineon.

Одновременно из-за локдаунов осложнилась и подорожала логистика. Ситуацию усугубило торговое противостояние США и Китая.

В какой-то степени эта ситуация схожа с недавней зависимостью мира от ближневосточной нефти, когда любой признак нестабильности в регионе оборачивался проблемами с поставками для всего мира, сравнивает WSJ. Аналитик исследовательской компании TS Lombard Рори Грин назвал микрочипы «новой нефтью» и сравнил двух их основных производителей – Тайвань и Южную Корею – со странами ОПЕК, которые держат монополию на добычу нефти.

Как это отразилось на Беларуси?

Вообще, по оценкам аналитиков, из-за нехватки чипов пострадали 169 индустрий. Но в настоящее время самыми обсуждаемыми стали автопром и производство смартфонов.

Источник — https://ru.freepik.com/

Согласно исследованию Boston Consulting Group, в текущем году по причине дефицита полупроводников в мире в общей сложности не будет выпущено 7-9 млн автомобилей, или порядка 10% от запланированного объема глобального производства. Нехватка микросхем привела к тому, что автопроизводители начали сокращать электронные опции в своей продукции. Peugeot пришлось заменить цифровые спидометры на аналоговые в одной из моделей. General Motors отказалась от функции «стоп-старт» (автоматическое включение и отключение двигателя) в пяти моделях своих автомобилей. Nissan убрала навигационную систему из тысячи машин.

Не стал исключением и завод «БЕЛДЖИ» под Борисовом, где собирают автомобили Geely.

— Мы с вами вынуждены были принять решение продолжать до конца года осуществлять выпуск автомобилей на «БЕЛДЖИ», а не останавливать производство из-за дефицита чипов экстренного реагирования, — сказал вице-премьер Юрий Назаров в ходе недавнего общения с депутатами. Речь идет о чипах системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», которые в 2021 году стали обязательными для автомобилей, выпускаемых на территории ЕАЭС. В августе ЕЭК разрешила производителям не устанавливать электронные модули вызова экстренных служб до конца 2021 года с обязательством дооснастить ими выпущенные машины до 30 июня 2022 года.

Назаров также посетовал, что белорусский завод по производству микросхем «Интеграл» в настоящее время находится не в лучшем состоянии. Правительство ищет варианты, как «Интеграл», с одной стороны, встроить в цепочку военно-промышленного комплекса, а с другой — задействовать с учетом интересов России, чтобы там не дублировали создание такого производства, в том числе в обыкновенной промышленности.

Согласно официальной статистике, импорт мобильных телефонов в Беларусь уменьшился в январе-июне 2021 года на 4% до 834 тысяч штук. По информации белорусских ритейлеров, имеется дефицит некоторых моделей смартфонов, особенно в бюджетном ценовом сегменте. Кроме того, поставки осуществляются с задержками. На этом фоне у продавцов остается мало маневров для скидок и акций. Вместе с тем некоторые операторы отмечают, что имевшийся на рынке потребительский спрос был удовлетворен за счет более дорогих моделей телефонов. Аналогичный тренд отмечался и в мире, где поставки смартфонов по итогам III квартала 2021 года снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года до 342 млн штук, сообщило аналитическое агентство Counterpoint Research. Лучше других в свою пользу эту ситуацию обернули Samsung и Apple  – компании «просели» по объему продаж, но значительно увеличили выручку.

Какие прогнозы?

Сначала ожидалось, что поставки полупроводников восстановятся в 2021 году, но сейчас все идет к тому, что глобальный дефицит микросхем затянется.

Аналитики консалтинговой компании Gartner считают, что ко второму кварталу 2022 года поставки полупроводников начнут полностью удовлетворять спрос.

Крупнейшие автопроизводители Volkswagen, Ford, GM ожидают продолжения дефицита чипов в 2022 году, пишет Bloomberg. В то же время, они считают, что острая нехватка полупроводников, возможно, достигла своего пика.

Генеральный директор IBM Арвинд Кришна считает прогноз на 2022 год слишком оптимистичным. Он полагает, что проблема не будет полностью решена до 2023 или даже до 2024 года. Аналогичного мнения придерживаются глава Intel Патрик Гелсингер и вице-президент консалтинговой компании Forrester Гленн О’Доннелл.

Эксперты видят выход из сложившегося положения в строительстве новых заводов. TSMC, Samsung и Intel объявили о планах расширить производство, что обойдется им в общей сложности в 150 млрд долларов. Однако во времена дефицита будет сложно определить реальный спрос на чипы, потому что клиенты делают заказы впрок. «Ложный спрос» исчезнет, как только увеличатся объемы производства. Но в любом случае компаниям придется повысить расходы и скорректировать планы по росту.