Агентство S&P, признав 4 августа дефолт по белорусским еврооблигациям с погашением в 2027 году, составило компанию Fitch и Moody’s по данному вопросу.

В Минфине не согласны с данными определениями. В белорусском правительстве уверяют, что для страны заявления агентств не будут иметь последствий.

Однако на общем фоне только техническим дефолтом дело для Беларуси не ограничивается. Резко выросла премия за страновой риск для инвесторов в Беларусь.

Источник — https://ru.freepik.com/

Для оценки странового риска рассматривают ряд факторов, которые можно поделить на две группы — политические (например, когда новое правительство откажется платить по долгам старого или запретит вывод капитала, что плохо для международных инвесторов) и макроэкономические (например, уровень госдолга по отношению к ВВП очень высокий, наблюдается дефицит бюджета и др.).

Известный эксперт по оценке компаний, профессор Нью-Йоркского университета Асват Дамодаран опубликовал обновленные расчеты премии за страновой риск. Многие инвесторы пользуются этими данными. Из них следует, что Беларусь (а также Россия и Украина) лидирует в списке стран, в которых премия за страновой риск резко выросла за полгода — с 7 до 16,78% годовых (а суммарная премия за риск — с 11 до 22,79%).

Это значит, что примерный ориентир доходности для международного инвестора в Беларуси в долларах составляет 26%: 3% (безрисковая ставка) + 6% (премия за фондовый риск) + 17% (премия за страновой риск). Аналогичная норма доходности полгода назад составляла около 12%, отметил финансовый аналитик Максим Адаскевич.

Основной причиной увеличения странового риска для Беларуси является снижение кредитного рейтинга из-за дефолта, который пока носит технический характер.

Каковы практические последствия роста страновых рисков для Беларуси?

Эксперт отметил, что цифры о страновых рисках используются инвесторами по всему миру при расчете условий сделок купли-продажи акций. Поэтому значительное увеличение требуемой доходности за счет странового риска снижает стоимость активов в соответствующей стране (поскольку, если инвестору нужна более высокая доходность, он будет готов платить за актив меньше).

В то же время последствия повышения премии за страновой риск для Беларуси ограниченны, потому что страна уже отрезана от международных рынков капитала. К тому же существует запрет на продажу белорусского бизнеса инвесторам из «недружественных» стран. В-третьих, для местных и российских инвесторов альтернативные инвестиционные возможности также ограничены.

Несмотря на это, нельзя сказать, что последствий не будет совсем.

— Сделки с белорусскими активами все равно будут иметь место, но инвесторы даже из «дружественных» стран (особенно тех, которые не находятся под санкциями — Китая, Турции, Сербии и других) будут готовы платить за белорусские активы еще меньше, чем раньше: альтернатив более чем достаточно. Потому что на практике они тоже очень часто ориентируются на те же расчеты, что и инвесторы из «недружественных» стран, — отметил Адаскевич.

Председатель Белорусского общества оценщиков Николай Трифонов с 2004 года ежемесячно рассчитывает величину премии за страновой риск для Республики Беларусь для референтного использования. С появлением в Беларуси долгосрочных государственных облигаций, торгуемых на международных площадках (еврооблигаций), в основу расчетов полагаются сведения об их доходности (по результатам международной фондовой торговли). Такие данные дают рыночное представление об отношении к инвестициям в страну, агрегирующее все риски, включенные в страновой. Поскольку еврооблигации номинированы в долларах и страновой риск рассчитывается по доллару, то в вычислениях используются также сведения Федеральной резервной системы по текущей доходности долговременных казначейских обязательств правительства США, дающие значение безрисковой ставки для данного расчета. Срок жизни обязательств правительства США выбирается сравнимым со сроком жизни обязательств исследуемой страны (в нашем случае — Беларуси).

По расчетам Трифонова, в декабре 2021 года премия за страновой риск Беларуси была равной 8% годовых. В 2022 году произошёл её резкий рост. «В июле премия составляла 49,3%», — сообщил ilex Трифонов.

Надо сказать, что ухудшилось положение Беларуси и в другом популярном рейтинге. Речь о классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по страновым кредитным рискам.

Несмотря на то, что Беларусь не является членом ОЭСР, решения этой организации имеют непосредственное влияние на экономическое развитие страны, поскольку являются основой для определения стоимости страхового покрытия при предоставлении развитыми странами — членами ОЭСР — экспортных кредитов. Последние, в свою очередь, это серьезный источник финансирования процесса модернизации производственной и социальной сферы Беларуси, отмечали в Минфине в 2018 году. Объемы такого кредитования измерялись в миллиардах долларов. Наиболее активное взаимодействие осуществлялось с банками Германии, Чехии, Польши, Швейцарии, Италии.

Рейтинг составляется на основе анализа 3-х групп показателей: практики осуществления платежей, финансового состояния страны и ее экономической ситуации. Интерпретируют результаты эксперты. Данные служат ориентиром для большинства западных финансовых институтов.

Нахождение Беларуси в наиболее рисковой группе длительное время существенно ограничивало готовность зарубежных экспортеров и банков к сотрудничеству с нашей страной.

В 2018 году Беларусь впервые переместилась из последней, седьмой, группы в шестую. Улучшение позиций произошло впервые с момента включения страны в данный рейтинг в 1999 году.

«Перевод Республики Беларусь в шестую группу по классификации ОЭСР позволит сократить размеры страховых премий по экспортным кредитам, предоставляемым иностранными банками белорусским предприятиям-импортерам, что в свою очередь снизит для них стоимость кредитных ресурсов», говорилось в комментарии Минфина.

Впрочем, в марте 2022 года Беларусь вернулась в седьмую группу, то есть для белорусских предприятий опять установлена наиболее высокая страховая премия.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом запрещено правообладателем.