В начале апреля Евросоюз подготовил руководство «по вопросу прямых инвестиций из России и Беларуси в свете военной агрессии против Украины». Согласно им, страны ЕС должны более бдительно подходить к оценке сделок, в том числе и после их завершения, на предмет угрозы национальной безопасности. Так как критерии определения уровня опасности довольно размыты, это может доставить белорусскому бизнесу ряд неудобств. В частности, придется доказывать европейским регуляторам свои мирные намерения.

О чем речь

Источник — https://pixabay.com/

5 апреля Еврокомиссия опубликовала руководство в отношении российских и белорусских инвестиций в государствах-членах Евросоюза. В новом документе исполнительный орган ЕС отмечает повышенный риск того, что в текущих условиях любая инвестиция в критические активы Евросоюза, которая прямо или косвенно относится к российскому или белорусскому правительству, контролируется им или находится под его влиянием, может угрожать безопасности и публичному порядку в государствах ЕС.

— Проверка иностранных инвестиций на предмет угрозы национальной безопасности не является новым механизмом. Основные положения, касающиеся такой проверки, отражены в регламенте (ЕС) 2019/452, принятом еще в 2019 году, — пояснила ilex партнер юридической компании Sorainen Анна Лаевская. — Проверка инвестиций находится в компетенции каждого государства-члена ЕС. Органы Евросоюза имеют скорее координирующую роль в этом вопросе. Государства, опираясь на общие подходы, установленные в регламенте, по своему усмотрению определяют круг сделок, требующих проверки, момент ее проведения – до вложения инвестиций или по факту, применимую процедуру, критерии оценки, порядок обжалования принятого решения.

Кого это касается?

По данным за 2020 год, белорусские физические и юридические лица контролировали в ЕС около 1 550 компаний, потенциально владеют контрольными пакетами еще в 600 компаниях и миноритарными пакетами в 400 компаниях. Эти структуры занимаются преимущественно оптовой торговлей, научно-технической деятельностью, перевозками, недвижимостью и производством. Еврокомиссия не приводит объем инвестиций, связанных с Беларусью. По данным белорусской официальной статистики, накопленные инвестиции резидентов Беларуси в страны ЕС к 2021 году оценивались в пределах 200–300 млн долларов.

Какие критерии угрозы?

В регламенте приведены ключевые факторы, которые государства-члены ЕС могут принимать во внимание, оценивая влияние инвестиций на национальную безопасность и публичный порядок. Однако перечень является открытым и каждое государство может дополнять его с учетом интересов собственной национальной безопасности.

Первым существенным фактором является влияние инвестиций на критическую инфраструктуру – энергетику, транспорт, водоснабжение, здравоохранение, связь, СМИ, обработку и хранение данных, аэрокосмическую, оборонную, избирательную и финансовую инфраструктуру, чувствительное оборудование, а также землю и недвижимость, которые необходимы для подобной инфраструктуры. Государство может оценивать влияние инвестиций на критические технологии и товары двойного назначения, поставки критически важных ресурсов (энергия, сырье и продовольствие), доступ к чувствительной информации, свободу средств массовой информации.

Вторым фактором оценки является происхождение инвестиций. Во внимание могут приниматься различные обстоятельства, обосновывающие связь иностранного инвестора и правительства третьей страны, включая корпоративную структуру и источники финансирования.

Регламент касается проверки инвестиций, поступающих из-за пределов ЕС. Однако сделки с участием лиц и компаний из стран ЕС могут также стать предметом проверки, к примеру, если холдинговая европейская компания используется сугубо для обхода национальных механизмов проверки инвестиций.

На конец 2021 года механизмы проверки иностранных инвестиций имплементировали 18 государств Евросоюза – Австрия, Венгрия, Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словения, Словакия, Финляндия, Франция и Чехия.

В своем руководстве Еврокомиссия призывает поторопиться государства, которые не внедрили механизм проверки. Тем же странам, которые проводят проверку в отношении ограниченного числа сделок, сопровождающих вложение инвестиций, или проводят проверку лишь постфактум, рекомендовано пересмотреть свои процедуры.

— Хотя опубликованное руководство не содержит новых норм или подходов, его появление может послужить дополнительным стимулом для более пристрастной проверки инвестиций из России и Беларуси в критическую инфраструктуру ЕС и их ограничения, — считает Лаевская.

А раньше сделки таким образом не заворачивали?

Действительно, белорусские компании или связанные с Беларусью структуры уже получали отказы в ЕС для проведения сделок на почве угрозы национальной безопасности. Такие кейсы, в частности, имели место в Литве.

В 2019 году альянс каунасской компании KRS и белорусского «Белтрубопроводстроя» не допустили к тендеру на строительство 165-километрового газопровода между Литвой и Польшей. Несмотря на самую низкую цену в 75 млн евро, отрицательное заключение выдал Департамент государственной безопасности Литвы. Совместная работа на газопроводе была признана нецелесообразной из-за участия белорусской компании. При этом партнеры уже потратили на подготовительные работы около 100 тысяч евро.

Министерство иностранных дел Беларуси заявило протест временному поверенному в делах Литвы в связи с вмешательством правительства страны в коммерческую сделку с участием белорусского предприятия под надуманным предлогом «несоответствия интересам национальной безопасности». В ответ МИД Литвы заверил, что процедуры проверки прозрачны, понятны и применяются ко всем организациям. «Белтрубопроводстрой» и KRS не прошли проверку из-за деловых отношений с российскими компаниями и контактов представителя «Белтрубопроводстроя» с лицами, которые могли бы нанести ущерб реализации проекта. Якобы белорусская компания могла навредить интересам Литвы, искусственно замедлив темп выполнения работ, сорвав сроки реализации проекта, а также завладев секретной информацией в процессе выполнения работ. Хотя ранее «Белтрубопроводстрой» создал 60% газотранспортной инфраструктуры прибалтийского региона.

В итоге газопровод до границы с Польшей разрешили построить альянсу литовских компаний «Алвора» и Siauliu dujotiekio statyba примерно на 5 млн евро дороже, чем предлагали белорусы. При этом к «Алворе» вопросов не возникло, хотя она до этого занималась строительством ряда объектов в Беларуси и России.

В 2019 году литовская компания Biriu kroviniu terminalas (BKT), 70-процентной долей которой владеет местный бизнесмен Игорь Удовицкий, а 30% — «Беларуськалий», намеревалась инвестировать в развитие и увеличить перевалку белорусских удобрений в порту Клайпеды. Для этих целей BKT запросила разрешение на приобретение акций компании Nemunas Terminal, принадлежащей семье Удовицкого. Но у совместной литовско-белорусской компании были выявлены признаки, не отвечающие интересам национальной безопасности Литвы. Попытки обжаловать эти доводы в суде не увенчались успехом.

В конце 2021 года правительственная комиссия Литвы по проверке сделок стратегических предприятий решила, что «заключенное в 2018 году соглашение между ОАО «Беларуськалий» и AB Lietuvos geležinkeliai об организации грузовых перевозок железнодорожным транспортом, а также изменение, внесенное в него в 2021 году, не отвечает интересам национальной безопасности». В итоге 12 января 2022 года правительство Литвы аннулировало с 1 февраля договор о транзите в Клайпедский порт белорусских удобрений на фоне введенных США санкций против «Беларуськалия».

После этого решения деятельность Biriu kroviniu terminalas также была приостановлена, так как основными грузами на этом терминале были белорусские удобрения. В результате компания объявила об увольнении 136 сотрудников.