Белорусские предприниматели постепенно занимают рыночные ниши в России, которые освободились после ухода западных брендов на фоне санкционных ограничений. Для этого белорусы используют разные модели ведения бизнеса. Впрочем, конкуренты из Китая, Турции и других стран тоже не дремлют и пытаются захватить освободившиеся доли рынка.

По данным консалтинговой компании Nikoliers, из 140 международных брендов, изменивших статус работы на российском рынке, только 32 полностью закрыли свой бизнес. Примерно 52 компании возобновили работу после продажи/передачи бизнеса российскому менеджменту, одновременно с этим 55 брендов до сих пор находятся в состоянии «временной приостановки деятельности». В то же время, за полтора года российский рынок пополнился 27 новыми брендами. Из них 77,8% брендов родом из Турции, Ливана и Беларуси. Наиболее обсуждаемыми в первом полугодии 2023 года были открытия магазинов Swed House и «Гуд Лакк», которые специализируются на продаже аналогов IKEA. Российские и белорусские бизнесмены решили занять нишу, освободившуюся после ухода из России известного шведского мебельного ритейлера.
Проект «Гуд Лакк» объединяет 14 производителей мебели из России и Беларуси, ранее работавших на IKEA. В планах бренда открыть более тысячи розничных точек в России и Беларуси.
Партнерами Swed house стали заводы в Китае, Беларуси, России и Казахстане. Компания отрывала магазины в России, Беларуси и Кыргызстане. Как сообщили в Swed house, главная цель к концу этого года — десять действующих магазинов на территории СНГ.
— Стоит отметить, что бренды, прекратившие работать на российском рынке, имели большое территориальное покрытие и были представлены во многих крупных региональных городах. В то время как вновь открывшиеся бренды предпочитают начинать с премьеры в столице, а дальнейшее географическое расширение требует времени, — сказала Анна Никандрова, партнер Nikoliers. Эксперты прогнозируют, что до конца года интерес «дружественных» стран к России будет только расти, в то время как темп ухода западных брендов будет минимальным.
На самом деле, многие западные корпорации неохотно покидают емкий российский рынок. В сентябре магазины нижнего белья и одежды Women’secret, закрывшиеся в России в прошлом году, возобновили работу в стране по франшизе с помощью белорусских партнеров из Fashion House, увеличив при этом цены на свой ассортимент.
FH является крупным fashion-ритейлером Беларуси. Она заключает франчайзинговые и эксклюзивные договоры с известными брендами (Boss, Max Mara, Emporio Armani, Stefano Ricci, Corneliani и другие) и открывает магазины в торговых центрах.
По данным РИА Новости, ассортимент в российской сети Women’secret в целом остался тот же. Однако на смену коллекциям, требующим лицензий, например, с Микки Маусом, приходят более классические модели.
В настоящее время белорусский легпром делает ставку на развитие фирменной торговли в России. В этом преуспели такие производители одежды и обуви, как «Милавица», «Марк Формэль», «Світанак», «Белвест», «Марко», «Конте», «Нелва», «Элема».
В РФ также растет число магазинов формата «у дома», где представлен широкий ассортимент мясных деликатесов, молочных продуктов, консервов и кондитерских изделий из Беларуси.
Масштабирование бизнеса привело к тому, что белорусские предприятия впервые попали в список 50 крупнейших иностранных компаний в России, который ежегодно составляет российский Forbes. По итогам 2022 года рейтинг обновился почти наполовину — 22 компании выбыли из-за продажи, приостановки или закрытия бизнеса в России, их место заняли новые участники — прежде всего из Китая, Турции и Беларуси.
«Торговый дом БЕЛАЗ», российский дистрибьютор жодинских самосвалов БЕЛАЗ, занял 38 место. Он увеличил выручку в 2022 году на 26%, до 66 млрд российских рублей. Этому также способствовало прекращение продаж американской и японской техники в РФ.
Следом за «ТД БЕЛАЗ» в рейтинге расположилась еще одна белорусская компания. Выручка российских активов белорусского холдинга Santa — компаний «Савушкин продукт» (молочная продукция) и «Русское море» (морепродукты) — увеличилась за год на 31% и превысила 65 млрд российских рублей.
Но главным бенефициаром изменений в российской экономике стали китайские корпорации: рост с одной до шести компаний в списке «Форбс». Число турецких компаний в рейтинге за год выросло с одной до пяти. Впрочем, география рейтинга изменилась пока не так сильно, как могло показаться год назад. Компании из «недружественных» стран Запада по-прежнему составляют большинство.