Белорусские предприниматели постепенно занимают рыночные ниши в России, которые освободились после ухода западных брендов на фоне санкционных ограничений. Для этого белорусы используют разные модели ведения бизнеса. Впрочем, конкуренты из Китая, Турции и других стран тоже не дремлют и пытаются захватить освободившиеся доли рынка.

Источник — https://ru.freepik.com/

По данным консалтинговой компании Nikoliers, из 140 международных брендов, изменивших статус работы на российском рынке, только 32 полностью закрыли свой бизнес. Примерно 52 компании возобновили работу после продажи/передачи бизнеса российскому менеджменту, одновременно с этим 55 брендов до сих пор находятся в состоянии «временной приостановки деятельности».  В то же время, за полтора года российский рынок пополнился 27 новыми брендами. Из них 77,8% брендов родом из Турции, Ливана и Беларуси. Наиболее обсуждаемыми в первом полугодии 2023 года были открытия магазинов Swed House и «Гуд Лакк», которые специализируются на продаже аналогов IKEA. Российские и белорусские бизнесмены решили занять нишу, освободившуюся после ухода из России известного шведского мебельного ритейлера.

Проект «Гуд Лакк» объединяет 14 производителей мебели из России и Беларуси, ранее работавших на IKEA. В планах бренда открыть более тысячи розничных точек в России и Беларуси.

Партнерами Swed house стали заводы в Китае, Беларуси, России и Казахстане. Компания отрывала магазины в России, Беларуси и Кыргызстане. Как сообщили в Swed house, главная цель к концу этого года — десять действующих магазинов на территории СНГ.

— Стоит отметить, что бренды, прекратившие работать на российском рынке, имели большое территориальное покрытие и были представлены во многих крупных региональных городах. В то время как вновь открывшиеся бренды предпочитают начинать с премьеры в столице, а дальнейшее географическое расширение требует времени, — сказала Анна Никандрова, партнер Nikoliers. Эксперты прогнозируют, что до конца года интерес «дружественных» стран к России будет только расти, в то время как темп ухода западных брендов будет минимальным.

На самом деле, многие западные корпорации неохотно покидают емкий российский рынок. В сентябре магазины нижнего белья и одежды Women’secret, закрывшиеся в России в прошлом году, возобновили работу в стране по франшизе с помощью белорусских партнеров из Fashion House, увеличив при этом цены на свой ассортимент.

FH является крупным fashion-ритейлером Беларуси. Она заключает франчайзинговые и эксклюзивные договоры с известными брендами (Boss, Max Mara, Emporio Armani, Stefano Ricci, Corneliani и другие) и открывает магазины в торговых центрах.

По данным РИА Новости, ассортимент в российской сети Women’secret в целом остался тот же. Однако на смену коллекциям, требующим лицензий, например, с Микки Маусом, приходят более классические модели.

В настоящее время белорусский легпром делает ставку на развитие фирменной торговли в России. В этом преуспели такие производители одежды и обуви, как «Милавица», «Марк Формэль», «Світанак», «Белвест», «Марко», «Конте», «Нелва», «Элема».

В РФ также растет число магазинов формата «у дома», где представлен широкий ассортимент мясных деликатесов, молочных продуктов, консервов и кондитерских изделий из Беларуси.

Масштабирование бизнеса привело к тому, что белорусские предприятия впервые попали в список 50 крупнейших иностранных компаний в России, который ежегодно составляет российский Forbes. По итогам 2022 года рейтинг обновился почти наполовину — 22 компании выбыли из-за продажи, приостановки или закрытия бизнеса в России, их место заняли новые участники — прежде всего из Китая, Турции и Беларуси.

«Торговый дом БЕЛАЗ», российский дистрибьютор жодинских самосвалов БЕЛАЗ, занял 38 место. Он увеличил выручку в 2022 году на 26%, до 66 млрд российских рублей. Этому также способствовало прекращение продаж американской и японской техники в РФ.

Следом за «ТД БЕЛАЗ» в рейтинге расположилась еще одна белорусская компания. Выручка российских активов белорусского холдинга Santa — компаний «Савушкин продукт» (молочная продукция) и «Русское море» (морепродукты) — увеличилась за год на 31% и превысила 65 млрд российских рублей.

Но главным бенефициаром изменений в российской экономике стали китайские корпорации: рост с одной до шести компаний в списке «Форбс». Число турецких компаний в рейтинге за год выросло с одной до пяти. Впрочем, география рейтинга изменилась пока не так сильно, как могло показаться год назад. Компании из «недружественных» стран Запада по-прежнему составляют большинство.