Центр системных бизнес-технологий SATIO провел исследование восприятия белорусами текущей экономической обстановки. В онлайн-опросе приняли участие 1007 жителей разных городов Беларуси в возрасте от 18 до 64 лет в период с 19 по 25 апреля. Среди прочего исследователи выяснили, как на фоне изменений в экономике корректируются финансовое и потребительские поведение населения.

Источник — https://pixabay.com/

80% опрошенных городских жителей трудоспособного возраста обеспокоены текущей экономической ситуацией в стране. При этом среди наиболее обеспокоенных находятся люди с высоким уровнем дохода. Значительно меньшая обеспокоенность характерна для людей с низким уровнем образования и дохода. «Вероятно, это те люди, которые потребляют меньше импортных товаров, реже пользуются более премиальными услугами и меньше тратят – они реже в силу потребительских привычек ощущают влияние санкций и различных ограничений», считают исследователи.

Более 80% респондентов признались, что чувствуют обеспокоенность экономическим положением семьи, а 36% из них отметили особо сильные переживания. Дело в том, что  половина опрошенных ожидает дальнейшего ухудшения ситуации в экономике Беларуси на ближайший год.

Финансы и сбережения

С обеспокоенностью связано и постоянное отслеживание актуального курса белорусского рубля. Не следит за курсом лишь треть опрошенных. А те, кто следят, делают это как минимум раз в неделю.

Знание актуального курса важно для людей, поскольку наиболее популярные финансовые операции за апрель – как раз операции с валютой (покупка (21%) и продажа (25%)). За ними идут покупки в кредит/рассрочку, займы денег у родственников и знакомых и возвраты долгов/выплаты кредитов. Крайне непопулярными оказались приобретение криптовалюты, оформление ипотеки, покупка ценных бумаг и других инвестиционных активов, взятие микрозаймов, досрочное снятие денег со вклада и оформление кредита. Их совершили либо планировали совершить менее 3% респондентов.

Впрочем, в условиях экономической неопределенности люди предпочитают не строить планов, связанных с финансами: более 40% опрошенных не планирует совершать никакие финансовые операции.

Исследование показало, что в случае лишения источника дохода у половины респондентов сбережений хватит на месяц и меньше. Два месяца без дохода смогут прожить 15%, три – 10%. Сбережений на полгода и больше хватит у 10%.

Большинство придерживается мнения, что время для сбережений не хорошее, но и не плохое.  В то же время 2/3 опрошенных считают обстановку для инвестиций неблагоприятной и предпочитают не тратить свободные деньги. Что нужно откладывать и беречь свободные финансы считают 65% респондентов, а тратиться на дорогостоящие товары готовы лишь 13%.

Такая политика приводит к тому, что деньги не участвуют в экономическом обороте – это в свою очередь застой в экономике и производстве, считают исследователи.

Ситуация усугубляется склонностью населения к хранению сбережений в иностранной валюте. Такого мнения придерживается 43% опрошенных. Еще треть считает, что лучше держать деньги в рублях и в валюте в соотношении 50 на 50. Доллары – наиболее привычная и предпочтительная валюта для сбережений.

49% опрошенных считает, что хранить сбережения лучше в наличной форме. 29% предпочитают, чтобы часть денег хранилась в банке, а часть – наличными. 6% респондентов рассказали, что лучше хранить деньги в банке.

Большая часть опрошенных (56%) считает, что крупные покупки лучше оплачивать через оформление рассрочки, а вот оформление кредита является крайне непопулярной идеей. 30% респондентов разделяют мнение, что оплачивать нужно одним платежом, не прибегая к кредитам и рассрочкам. В этой категории больше женщин, а вот мужчины чаще склонны считать, что лучше оформлять рассрочку.

Цены и экономия

За изменениями цен следят почти все опрошенные. Рост цен определяют как значительный – 1/3 потребителей заявили, что цены выросли более, чем на 20%. На предметах повседневного спроса инфляцию прочувствовали особенно сильно – почти каждый отметил рост цен на продукты, бытовую химию и топливо.

Скачок цен вынуждает более 65% респондентов прибегнуть к экономии, следует из презентации SATIO. При этом экономия является базовой и приоритетной стратегией, другие модели (покупка б/у товаров, закупки впрок, незапланированные покупки и т.д.) распространены гораздо реже.

Изменяя свои потребительские привычки в сторону экономии, белорусы комбинируют сразу множество способов: 2/3 экономящих применяют шесть и более вариантов экономии одновременно, самые распространенные из них – поиск акций, отказ от необязательных расходов и крупных покупок (около 90%).

Те, кто прибегнул к экономии, стали экономить почти на всем. В первую очередь – на одежде и обуви, бытовой химии, мебели, косметике. Отказ от покупки чаще характерен для бытовой техники и развлечений.

Более 70% экономящих сократили расходы на продукты питания. Среди них больше половины экономят на всех категориях продуктов, полный отказ чаще характерен для алкоголя, сладостей, снеков и готовых блюд.

Потребительские привычки значительно реже менялись только на подкатегории товаров ежедневного спроса – молочные продукты, соль/сахар, хлеб, крупа/мука/макароны. При этом те, кто все-таки экономит на этих товарах, стараются искать акции и выбрать более дешевые места для покупки.

На важных для базовой гигиены вещах экономят значительно реже. При экономии на этих категориях придерживаются стратегии поиска товаров на скидке, а покупка чаще совершается в дискаунтерах. При этом отказываются в первую очередь от товаров не первой необходимости: средств для ухода за волосами и декоративной косметики.

В сфере услуг также наблюдается значительное снижение потребления. Большинство начало экономить на всех видах услуг, вне зависимости от частоты пользования. Больше всего – на увлечениях, косметических услугах и такси. Полный отказ в большей степени характерен для развлечений (34%), походов в кафе и рестораны (27%), такси (18%) и путешествий (20%).

К покупке впрок прибегнул каждый пятый респондент. Среди продуктов питания в первую очередь закупались товарами длительного пользования: крупой/мукой/макаронами, сахаром и солью, кофе и чаем, в бытовой химии – порошками и туалетной бумагой.