Спустя некоторое время работник принес оригинал трудовой книжки и попросил перенести записи из трудовой книжки в дубликат трудовой книжки. Что делать нанимателю в такой ситуации? Обязан ли он вносить запись или может отказать и продолжать вести дубликат? Или должен взять у работника оригинал трудовой книжки и вести ее? Что в таком случае делать с дубликатом?

Трудовая книжка

Трудовая книжка — это документ работника, который он получает при первом поступлении на работу и который является основным документом о трудовой деятельности работника в случаях, когда ее заполнение обязательно <*>.

Она является документом, на основании записей которого подтверждается стаж и периоды работы сотрудника <*>.

Трудовые книжки должны быть заполнены нанимателем на всех работников, трудящихся свыше пяти дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной <*>.

Справочно
При выдаче трудовой книжки (ее дубликата), а также вкладыша к ней работник должен оплатить стоимость бланка в сумме, затраченной нанимателем на приобретение такового. Исключения составляют случаи утраты трудовой книжки по вине нанимателя, тогда работнику выдается дубликат трудовой книжки без взимания его стоимости <*>.

Таким образом, наниматель обязан завести на впервые поступающего на работу работника трудовую книжку или заполнить трудовую книжку работника, который ранее уже работал и имеет трудовую книжку.

Дубликат трудовой книжки

Лица, принимаемые на работу не впервые, предъявляют нанимателю трудовую книжку <*>.

На практике возможна ситуация, когда трудоустраивается работник, у которого нет трудовой книжки (первое рабочее место или она утеряна). На такого работника, работающего свыше пяти дней, наниматель должен завести трудовую книжку образца 2014 года или ее дубликат.

Дубликат трудовой книжки (вкладыша к ней) выдается по письменному заявлению работника в случаях <*>:

— утраты трудовой книжки (вкладыша к ней);

— повреждения трудовой книжки (вкладыша к ней);

— восстановления работника на прежней работе, на прежнем рабочем месте, изменения формулировки причины увольнения;

— отбытия лицом наказания с ограничением в трудовой деятельности либо освобождения от него;

— изменения половой принадлежности.

Указанный перечень является закрытым. Следовательно, в иных случаях наниматель не должен выдавать работнику дубликат трудовой книжки.

В случае утери кандидатом, принимаемым на работу, ранее заведенной трудовой книжки наниматель обязан завести и оформить ему дубликат трудовой книжки.

Если есть и трудовая книжка, и ее дубликат

На практике возможна ситуация, когда наниматель завел на работника дубликат трудовой книжки, а работник нашел утерянный ранее оригинал трудовой книжки и принес нанимателю для внесения туда сведений о работе. Таким образом, у нанимателя на руках уже два документа. По нашему мнению, для разрешения данной ситуации нанимателю следует принять прежнюю трудовую книжку работника и внести в нее запись о приеме на работу. При этом дубликат (новая трудовая книжка, выписанная при приеме на работу) работнику не выдается, а заполненный бланк трудовой книжки признается испорченным, о чем составляется акт.

Отметим, что на практике часто встречаются случаи, когда предъявленная трудовая книжка (найденная) не принимается и никакие записи в нее не вносятся, а при увольнении работника ему выдается дубликат. Представляется, что данная позиция нанимателя не является верной, поскольку у работника не должно быть более одной трудовой книжки.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex