Зачастую в стоимость приобретения активов, по которой они числятся на счетах бухучета, входят не только расходы на приобретение самих объектов учета, но также иные затраты, непосредственно связанные с их приобретением. Перечень таких расходов достаточно обширен.

Наименование активов Перечень дополнительных расходов по приобретению
ОС Таможенные сборы и пошлины; проценты по кредитам и займам; затраты по страхованию при доставке; затраты на услуги других лиц, связанные с приведением ОС в состояние, пригодное для использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, доставкой, установкой, монтажом ОС и приведением их в состояние, пригодное для использования <*>
НМА Таможенные сборы и пошлины; затраты на услуги других лиц, связанные с приведением НМА в состояние, пригодное для использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением НМА и приведением их в состояние, пригодное для использования <*>
ОП в СОС Фактические расходы на приобретение ОП в СОС <*>
Материальные запасы (кроме медикаментов и продуктов питания) Хранение, транспортировка, стоимость услуг товарных бирж, комиссионные вознаграждения и другие расходы <*>
Бланки документов с определенной степенью защиты Фактические произведенные затраты на приобретение бланков <*>

Как отмечалось ранее, вышеперечисленные расходы увеличивают стоимость приобретаемых объектов. Причем при приобретении активов за счет средств бюджета в их первоначальную (фактическую) стоимость также включается НДС <*>.

Дополнительные затраты могут быть связаны с приобретением нескольких единиц товара одного наименования. В этом случае расходы на 1 единицу определяются по формуле:

Прибавив полученную сумму к покупной цене актива, получим стоимость, по которой его следует учитывать в бухучете.

Вместе с тем зачастую у поставщика приобретаются товары нескольких наименований. Здесь общую сумму дополнительных расходов нужно распределить между всеми наименованиями.

В законодательстве механизм такого распределения не предусмотрен, поэтому каждая организация разрабатывает его самостоятельно и закрепляет в учетной политике <*>. В качестве критерия распределения может выступать, например, стоимость актива, его вес, объем.

Пример. Распределение расходов по доставке оборудования

Бюджетная организация приобрела ОС:

— 3 единицы оборудования А по цене 900 руб. (в т.ч. НДС 150 руб.) за единицу;

— 2 единицы оборудования Б по цене 1200 руб. (в т.ч. НДС 200 руб.) за единицу;

— 1 единицу оборудования В по цене 1500 руб. (в т.ч. НДС 250 руб.).

Дополнительно организация понесла расходы по доставке оборудования сторонним перевозчиком в размере 270 руб. (в т.ч. НДС 45 руб.).

Стоимость доставки включается в первоначальную стоимость оборудования. В соответствии с учетной политикой расходы по доставке ОС распределяются пропорционально цене приобретаемых объектов.

В данной ситуации дополнительные расходы на 1 единицу оборудования каждого вида будут распределяться по формуле:

В случае когда оборудование и расходы по его доставке оплачиваются за счет бюджетных средств, распределение (расчет) затрат по доставке будет таким:

Наименование оборудования Коли-
чество
Цена поставщика за 1 единицу (с НДС), руб. Сумма, руб. (гр. 2 x гр. 3) Сумма расходов по доставке на 1 единицу, руб. (270 руб. x текущая строка гр. 3 / стр. «Итого» гр. 4) Всего расходы по доставке, руб. (гр. 2 x гр. 5)
1 2 3 4 5 6
А 3 900 2700 36,82 110,46
Б 2 1200 2400 49,09 98,18
В 1 1500 1500 61,36 61,36
Итого 6 х 6600 х 270

Если оборудование и расходы по его доставке оплачиваются за счет внебюджетных средств, то «входной» НДС по приобретению организация вправе принять к вычету. Тогда стоимость оборудования А за единицу без НДС составит 750 руб. (900 — 150), Б — 1000 руб. (1200 — 200), В — 1250 руб. (1500 — 250). Расходы по его доставке без НДС составят 225 руб. (270 — 45).

В этом случае распределение (расчет) расходов по доставке будет следующим:

Наименование оборудования Количество Цена поставщика за 1 единицу (с НДС), руб. Сумма, руб.

(гр. 2 x гр. 3)

Сумма расходов по доставке на 1 единицу, руб.

(225 руб. x текущая строка гр. 3 / стр. «Итого» гр. 4)

Всего расходы по доставке, руб.

(гр. 2 x гр. 5)

1 2 3 4 5 6
А 3 750 2250 30,68 92,04
Б 2 1000 2000 40,91 81,82
В 1 1250 1250 51,14 51,14
Итого 6 х 5500 х 225