В настоящее время формируется новая модель экономики — gig economy. В ее основе электронные платформы, предлагающие товары или услуги. Они объединяют предпринимателей и самозанятых. Для бизнеса это возможность стать гибче. Люди могут работать сами на себя и лучше распоряжаться своим временем. Но у этой системы есть и оборотная сторона в виде ограниченных социальных гарантий.

Как это устроено

Источник — https://ru.freepik.com/

В переводе с английского gig — это концерт, а гиг-работники —это «гастролеры». Утром водитель «убера» поможет вам добраться на работу. Днем курьер привезет обед в офис. Вечером клинер уберет квартиру, а репетитор даст онлайн-урок по английскому языку.

В центре гиг-экономики находятся информационные платформы, которые позволяют связать спрос и предложение, состыковать интересы заказчика конкретной работы и ее исполнителя. В качестве самых известных площадок можно назвать онлайн-ритейлера Amazon, такси Uber, cервисы бронирования жилья Booking и Airbnb, биржу фриланса Upwork и так далее.

Платформенная занятость охватывает широкий круг людей в различных сферах: продавцы на маркетплейсах, водители, курьеры, сантехники, репетиторы, косметологи, клинеры, мастера по ремонту, фотографы и многие другие независимые профессионалы в различных областях.

Гиг-экономика позволяет работодателям быть более гибкими и масштабируемыми, эффективнее распоряжаться фондом оплаты труда. Фрилансеры могут закрыть кадровые пробелы именно тогда, когда это нужно. Например, во время очередной «Черной пятницы».

С другой стороны, площадки помогают создавать новые рабочие места. Так было во время действовавших пандемийных ограничений, когда оставшиеся без работы устраивались исполнителями в курьерские службы или такси. В целом низкие барьеры на вход, свобода в выборе рабочего графика и возможность дистанционного предоставления услуг делают платформенную занятость привлекательной для многих людей. Это содействует росту благосостояния населения и стимулирует развитие экономики страны.

В условиях санкций гиг-экономика способствует не только борьбе с безработицей, но и насыщению рынков Беларуси и России импортными товарами.

В гиг-экономике все так просто и идеально?

Нет. Платформы не гарантируют занятость своему подрядчику. Оплата больничных — тоже редкий случай в гиг-экономике, как и страхование от несчастных случаев. Будучи самозанятым, работник не имеет социальных гарантий от платформы и сам решает вопросы отчисления взносов в фонды социального страхования.

Согласно исследованию Международной организации труда, в гиг-экономике велика доля неоплачиваемого труда — деятельности, собственных затрат работника (велосипед, компьютер, смартфон) или его времени (время между заказами, обеденный перерыв), которые не компенсируются и не оплачиваются платформой.

По этим причинам платформенную занятость называют откатом в XIX век, когда нью-йоркские швеи по 12-14 часов работали на дому по сдельной оплате, а работодатель не предоставлял им никаких социальных гарантий, пишет РБК.

Не стоит забывать и о том, что проблемы гиг-экономики затрагивают не только подрядчиков, но и клиентов. В случае непрофессионального поведения гиг-работника в отношении клиента платформа несет только репутационные издержки, а возмещать же физический или моральный ущерб через суд будет таксист или сантехник.

Четкого регулирования платформенной занятости пока не установлено. Государства ищут баланс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Речь идет о предоставлении работникам оплачиваемых отпусков, обеспечении минимальной оплаты труда, правовой защите, формировании трудового стажа. Однако большинство организаций не готово нести дополнительные расходы, их устраивает сложившаяся ситуация. Минтруда США в целях защиты прав десятков миллионов американцев, работающих в секторе «экономики свободного заработка», предлагает считать курьеров и таксистов сотрудниками компаний, а не независимыми подрядчиками. То есть приравнять агрегаторы к работодателям и обязать их платить социальные взносы, но это, по мнению экспертов, грозит их переходу в серую зону.

— Стремление вписать платформы в прокрустово ложе традиционного трудового права может разрушить сложившуюся экосистему и нивелировать преимущества платформ для клиентов и исполнителей. Такой подход создаст угрозу устойчивости платформенной экономики, повысит издержки и снизит доходность ее деятельности и вытолкнет из этого сегмента часть операторов, — отмечают эксперты российской Высшей школы экономики (ВШЭ).

Подобные действия вынудят часть занятых перейти (или вернуться) в теневой сектор экономики, выведет с легального рынка труда часть работников платформенной занятости, прежде всего наиболее уязвимые группы, что приведет к снижению доходов населения и налоговых выплат.

Замдиректора Института социальной политики ВШЭ Оксана Синявская отмечает, опыт европейских стран показывает, что повышение социальных гарантий для занятых в платформенной экономике должно исходить из принципа добровольности страхования. Его можно расширять в секторах, где отмечается большая готовность операторов платформ и самозанятых платить взносы в страховую и пенсионную систему. Социальный пакет следует в приоритетном порядке предоставлять сотрудникам, занятым на платформах полный рабочий день и имеющим единственное место работы.

А в Беларуси новый сектор экономики развивается?

Эксперты инвестиционной компании «Юнитер» считают, что Беларусь не остается в стороне от протекающих в мире процессов и может получить все социальные и экономические выгоды, связанные с развитием электронных платформ.

Этому способствует высокая степень проникновения интернета в стране (в 2021 году около 73% населения использовали интернетом ежедневно) и стремительный рост сектора информационно-коммуникационных технологий (за последние 10 лет доля ИКТ в ВВП увеличилась в 3 раза до 8,7%).

В стране активно развиваются сервисы платформенной занятости. В качестве примеров можно привести маркетплейсы (Wildberries, Озон, 21vek, Куфар, Онлайнер), перевозчиков (Яндекс, 135), сервисы доставки продуктов (E-dostavka.by, Green, Delivio) и многие другие.

По оценкам «Юнитера», число участников платформенной занятости в Беларуси превышает 60 тыс. человек.

При этом эксперты отмечают, что важно обеспечить, чтобы эти выгоды включали также прозрачность работы платформ с точки зрения налогов, качества товаров и услуг, защиты прав потребителей.

Под веянием времени уже актуализируется и белорусское законодательство.

В Министерстве экономики Беларуси разрабатывают «дорожную карту» развития «шеринг-экономики», которая подразумевает коллективное пользование товарами или услугами без обязательного владения ими.

С 2020 г.  в Трудовом кодексе закреплена дистанционная работа. В настоящее время идет речь о том, чтобы дополнить ТК нормами, которые урегулируют возможность чередования периодов выполнения работы дистанционно и на рабочем месте в организации.

Минтранс Беларуси признал, что компании, принимающие и передающие заказы на перевозки автомобилями-такси с использованием информационных платформ (например, Uber, Яндекс.Такси и др.), являются диспетчерами такси. Поэтому их водители должны состоять в трудовых отношениях с перевозчиком. Исключение — случаи, когда водитель является индивидуальным предпринимателем (ИП).

В Беларуси сейчас существуют два варианта легального оформления взаимодействия с платформами: ИП и самозанятые. С 1 января 2023 года для второй категории введен налог на профессиональный доход (НПД). Взаимодействие плательщика с налоговой осуществляется посредством специального мобильного приложения «Налог на профессиональный доход».  По данным Министерства по налогам и сборам на утро 7 февраля, уже более 28 тыс. жителей Беларуси выразили желание уплачивать НПД. Ими в мобильном приложении произведено более 210 тыс. операций по получению дохода, то есть оформлено 210 тыс. чеков, на общую сумму более 18 млн рублей.