Ситуация

Подрядчик выполнил дополнительные работы без согласования с заказчиком (цена в договоре стройподряда неизменная).

Примечание
Дополнительные работы при неизменной ценеработы, которые не предусмотрены проектной документацией (далее — ПД), разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двустороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД (ч. 1 п. 12 Положения о формировании неизменной цены).

 Последствия

В этом случае подрядчик лишается права требовать оплаты дополнительных работ как суммы задолженности по договору стройподряда и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет, что в интересах заказчика действовать нужно было немедленно, например, когда приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 3, 4 ст. 698 ГК).

При возникновении необходимости выполнения дополнительных работ подрядчик обязан (п. 3 ст. 698 ГК; абз. 17 п. 26, 46 Правил № 1450):

1) сообщить заказчику, что в ходе строительства обнаружены неучтенные в ПД работы и это влечет необходимость выполнения дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства;

2) дождаться ответа заказчика в течение 10 календарных дней;

3) приостановить работы, если в течение 10 календарных дней (при условии, что договором стройподряда не предусмотрен иной срок) заказчик не предоставил ответа о своем согласии либо несогласии проводить дополнительные работы. В этом случае убытки, вызванные простоем, подрядчик вправе отнести на заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет, что необходимость выполнения дополнительных работ отсутствовала.

Когда заказчик согласен с проведением дополнительных работ, необходимо:

— подписать двусторонний акт между заказчиком и разработчиком ПД, чтобы разработчик подтвердил необходимость выполнения таких работ, в котором целесообразно указать причину возникновения дополнительных работ, их вид, объемы и сметную стоимость (далее — акт на дополнительные работы). Стоимость дополнительных работ формируется на основании их сметной стоимости, которая определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации, с учетом утверждаемого Минэкономики прогнозного индекса цен в строительстве месяца выполнения этих работ без учета снижений, принятых при выборе подрядчика, в соответствии с законодательством о закупках (ч. 1, 2 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

составить смету, которая готовится разработчиком ПД на основании акта на дополнительные работы, если компенсация увеличения стоимости работ производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (далее — резервные средства строительства) (ч. 1 п. 38 Инструкции № 51);

— отразить в графике производства работ отдельной строкой стоимость дополнительных работ (ч. 3 п. 12 Положения о порядке формирования неизменной цены);

подписать дополнительное соглашение к договору стройподряда, поскольку фактический объем работ и их стоимость меняются (п. 71 Правил № 1450);

внести изменения в ПД.

Здесь отметим, что подрядчик вправе требовать пересмотра сметы в соответствии со ст. 420 ГК, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. В этом случае, а также если исчерпаны резервные средства строительства, ПД должна быть изменена разработчиком по предложению заказчика путем составления дополнительных локальных смет, предусматривающих исключение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «-«, и дополнение отдельных видов работ и расходов, позиции которых отображаются со знаком «+». После внесения изменений ПД подлежит повторному утверждению (п. 3 ст. 699 ГК; абз. 7 п. 28 Правил № 1450; ч. 2, 3 п. 38 Инструкции № 51). Вместе с тем суды констатируют, что праву подрядчика требовать пересмотра сметы законодательство не противопоставляет обязанность заказчика ее изменять.

Таким образом, остается спорным вопрос, обязательно ли вносить изменения в ПД, если возникла необходимость выполнения дополнительных работ. Судебная практика по данному вопросу неоднозначна: в одном случае суды отказывают во взыскании стоимости дополнительных работ как суммы основного долга, если изменения в ПД не внесены, и указывают на возможность взыскания долга в ином порядке (решение экономического суда Могилевской области от 30.09.2020 (дело № 120-5/2020)); в другом случае суду достаточно подписанных сторонами актов на дополнительные работы и других документов, подтверждающих согласование сторонами дополнительных работ, без внесения изменений в ПД (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 09.10.2019 (дело № 12-29/2019/940А/1168К)). При этом указанные судебные дела рассматривались в комплексе иных обстоятельств, в том числе с учетом условий заключенных договоров.

Если договор стройподряда заключался по итогам госзакупок, для выполнения дополнительных работ заключаются дополнительное соглашение либо новый договор стройподряда. Все будет зависеть от вида дополнительных работ, их объемов и сметной стоимости. В частности, МАРТ разъяснено, что при выявлении дополнительных работ, которые не были предусмотрены договором госзакупки, или при изменении объема работ свыше 10% необходимо проводить новую процедуру госзакупки (п. 2 ст. 21 Закона о госзакупках, ч. 7 разд. 7 письма МАРТ № 14-01-10/1598 К). Полагаем, в указанном случае по итогам процедур госзакупок необходимо заключать новый договор стройподряда.

Выполненные дополнительные работы оформляются актом формы С-2а (абз. 4 ч. 1 п. 9, ч. 10 п. 10 Инструкции № 29).

Что можно сделать

Если подрядчик произвел дополнительные работы, но в установленном порядке не согласовал с заказчиком необходимость их выполнения, в ряде случаев судебная практика говорит о том, что стоимость таких работ можно взыскать как сумму неосновательного обогащения с начислением процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам гл. 59 ГК. Например, когда:

— дополнительные работы подрядчик (субподрядчик) выполнял по заданию заказчика (генподрядчика), фактическое выполнение работ подтверждено заключением эксперта, внесены изменения в ПД, и ее передача подтверждена накладными, объект сдан в эксплуатацию, но отсутствуют подписанные сторонами дополнительное соглашение к договору, акт на дополнительные работы, заказчик (генподрядчик) отказывается принимать результат таких работ, подписывать акты освидетельствования скрытых работ (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 06.11.2019 (дело № 35-12/2019/80А/1267К));

— генподрядчик для выполнения дополнительных работ привлек подрядчика (субподрядчика) по согласованию с заказчиком, объект введен в эксплуатацию с результатом выполненных дополнительных работ, но заказчик отказался подписать дополнительное соглашение к договору генподряда и оплачивать соответствующие работы (постановление судебной коллегии по экономическим делам ВС от 10.06.2020 (дело № 43-12/2020/344А/551К)).

Из приведенных примеров судебной практики следует вывод, что взыскать стоимость дополнительных работ как сумму неосновательного обогащения можно, если дополнительные работы:

1) фактически выполнены;

2) есть документальное подтверждение фактически выполненных работ (например, заключение эксперта);

3) заказчик (генподрядчик) так или иначе своими действиями подтвердил согласие на выполнение этих работ в деловой переписке либо иных документах, принял объект в эксплуатацию, в том числе с результатом дополнительных работ, и т.д.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex