Кибермошенники продолжают придумывать новые схемы обмана, адаптируя их под актуальную новостную повестку. На неделе активизировались злоумышленники, которые от лица крупных белорусских компаний пытались получить доступ к персональным данным пользователей с помощью «дополнительного заработка».

Так, прикрываясь брендом ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», белорусской «дочки» российской газовой монополии, мошенники предлагали пройти «официальный» тест, чтобы начать инвестировать и зарабатывать деньги от продажи природных ресурсов. Для регистрации советовали указать имя, фамилию и номер телефона.

Для усиления воздействия использовался видеоролик, где неизвестные люди «демонстрируют российские рубли и рассказывают о легких доходах». «Газпром трансгаз Беларусь» не имеет никакого отношения к «инвестиционным платформам», говорится в сообщении компании.

На прошлой неделе «Беларусбанк» опроверг причастность к «инвестплатформе», которую мошенники называли «Беларусбанк Инвест». Более того, в структуре холдинга банка нет дочерней инвестиционной компании.

Подобная «реклама» с известными национальными брендами периодически размещается как ссылки на поддельные новостные сайты в поисковиках, на видео-платформах и в социальных сетях, приходит по электронной почте, в мессенджерах и в виде звонков «операторов».

Источник — https://ru.freepik.com/

Онлайн-мошенничество остается актуальной угрозой для пользователей в Беларуси. Злоумышленники пытаются выманить деньги у людей под разными предлогами.

В последнее время появился новый способ мошенничества – несанкционированный доступ к аккаунту Telegram. «После чего идут сообщения друзьям и близким с просьбой помочь рублем в определенной ситуации», — рассказал начальник управления по противоборству киберпреступности ГУВД Мингорисполкома Алексей Новаш.

По данным опроса, проведенного компанией Kaspersky, в 2022 году 45% белорусских пользователей лично столкнулись с мошенническими действиями, в результате которых у них пытались выманить деньги, платёжную информацию или данные от входа в интернет-банкинг. Более трети (36%) отметили, что с подобными попытками обмана столкнулись их близкие, а 18% указали, что злоумышленники пытались обмануть как близких, так и их самих.

За 2022 год было возбуждено свыше пяти тысяч уголовных дел по статье 212 (Хищение имущества путем модификации компьютерной информации). В прошлом году ущерб по таким преступлениям составил не менее пяти миллионов рублей, из них удалось вернуть около миллиона рублей.

По данным Следственного комитета, в первом квартале 2023 года кибермошенники «увели» у минчан более 1 млн рублей. Один из показательных случаев касался похищения у жителя Минска более 87,5 тысяч рублей. По словам потерпевшего, он ввел в поисковике запрос «интернет-банкинг» и перешел по первой ссылке. Страница визуально не отличалась от официального сайта банка, поэтому мужчина ввел свои личные данные. К интернет-банкингу минчанина были привязаны три банковские карты, на двух из них хранились сбережения в иностранной валюте. Через короткое время после перехода по ссылке со счетов минчанина были похищены более 87,5 тысяч рублей. Оперативники установили, что страница, на которой минчанин оставил свои данные, оказалась фишинговой.

По словам начальника отдела по анализу практики и методического обеспечения предварительного расследования УСК по городу Минску Петра Микулы, банки также не стоят на месте и стараются максимально обезопасить своих клиентов. Он пояснил, что при своевременном обращении в милицию есть шанс похищеные деньги вернуть — до того, как финансы будут выведены за пределы страны.

Чтобы не стать жертвами схем онлайн-мошенников, эксперты рекомендуют внимательно относиться к сохранности личной информации и быть максимально бдительными при денежных переводах и не переходить по сомнительным ссылкам из почты, сообщений в мессенджерах и SMS — особенно если абонент незнаком. Если отправитель сообщения вызывает доверие, а содержание сообщения — нет, лучше удостовериться, что сообщение отправил именно тот, о ком думаете, например, спросить у человека напрямую голосом. Кроме того, следует критически относиться к крайне щедрым или, наоборот, пугающим сообщениям.