Вынесенное по результатам проверки решение, требование (предписание) об устранении нарушений юридическое лицо вправе обжаловать в суде. Рассмотрим, какие акты и в какие сроки можно обжаловать, как составить заявление.

Шаг 1. Определяем, можно ли обжаловать решение госоргана

В экономическом суде можно оспорить ненормативные правовые акты госорганов (органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностного лица) (ч. 1 ст. 227 ХПК). Такие акты принимаются (издаются) в целях осуществления конкретных организационных, контрольных или распорядительных мероприятий и обладают следующими характеристиками:

— имеют установленную форму. Например, налоговые органы вправе выносить решения по акту налоговой проверки;

— принимаются госорганом в пределах компетенции в отношении индивидуально определенного круга лиц. Например, в отношении одного юридического лица;

— не содержат норм права и не предусматривают общеобязательных норм поведения. Цель принятия акта — применение законодательства;

— рассчитаны на однократное применение (п. 1 ст. 4 Закона о НПА).

Исходя из признаков, которыми обладают ненормативные акты, к ним относят:

— решения (требования, предписания) контролирующих органов, например предписание об устранении нарушений в налоговом учете;

— решения лицензирующих органов, например решение о прекращении действия лицензии;

— решения таможенных, налоговых органов, например решение по акту налоговой проверки;

— акты органов местного управления и самоуправления (ч. 2, 3 п. 2 постановления Президиума ВХС от 29.09.2010 N 39), например решение исполкома;

— решения госорганов (организаций), принимаемые в рамках осуществления административных процедур;

— другие виды актов.

Пример
ООО «А» получило акт налоговой проверки (приложение 3 к постановлению МНС от 30.04.2019 N 24). Инспекция МНС при проведении проверки выявила нарушения законодательства, которые отразила в акте. Составила решение по акту проверки о взыскании с ООО «А» неуплаченных налогов и пеней. На основании этого решения с ООО «А» однократно взыщут указанные суммы.

Ответы госорганов на обращения направляются и обжалуются по правилам ст. 266-2 ХПК.

Шаг 2. Определяем срок на обжалование

Акты законодательства, на основании которых принимается ненормативный акт, устанавливают конкретный срок для его обжалования (ч. 2 ст. 227 ХПК) (таблица).

Таблица

Вид акта Срок на обжалование
1. Решение по акту проверки, требование (предписание) об устранении нарушений (ч. 3 п. 78 Положения о порядке организации и проведения проверок) Год со дня вынесения
2. Решение по вопросам лицензирования (ч. 1 п. 8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности) Месяц со дня принятия
3. Решение налогового органа (ч. 2 п. 1 ст. 103 НК) Год со дня вынесения

Сведения о сроках обжалования обычно указываются в акте госоргана и акте законодательства, на основании которого выносится оспариваемый акт (ч. 1 п. 12 постановления Президиума ВХС от 29.09.2010 N 39).

Шаг 3. Соблюдаем досудебный порядок

В большинстве случаев заявитель вправе самостоятельно решить, какой избрать способ защиты: административный (внесудебный) или судебный (ч. 1, 2 п. 10 постановления Президиума ВХС от 29.09.2010 N 39).

Административный способ представляет собой обжалование акта в вышестоящий орган без обращения в суд. Например, решение налоговых органов можно обжаловать как в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, так и в суд (ч. 1 п. 1 ст. 103 НК).

В то же время законодательство может предусматривать обязательное соблюдение внесудебного порядка. Например, административное решение обжалуется в судебном порядке после обжалования в административном (ч. 1 п. 3 ст. 30 Закона об основах административных процедур).

Сведения о необходимости соблюдения административного порядка содержит акт законодательства, на основании которого выносится ненормативный акт, и может содержать сам ненормативный акт (ч. 3 п. 10 постановления Президиума ВХС от 29.09.2010 N 39). Несоблюдение внесудебного порядка обжалования — основание для оставления заявления без движения (абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК).

Шаг 4. Определяем суд, в который направим заявление

По общему правилу заявление об обжаловании решения госоргана подается в экономический суд по месту нахождения заявителя (ч. 4 ст. 51 ХПК). Например, если организация зарегистрирована в г. Минске, обращаться необходимо в экономический суд г. Минска. Исключение составляют акты, принятые:

— Президентом;

— Советом Республики;

— Платой представителей;

— Правительством;

— республиканским органом управления;

— иными республиканскими органами.

В таком случае заявление подается в Верховный Суд (абз. 2 ч. 2 ст. 48 ХПК).

Обратите внимание!
Экономическому суду подсудны дела с участием структурных подразделений с правами юридического лица республиканских органов госуправления и иных республиканских госорганов (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда от 28.09.2017 N 9). Например, в экономическом суде обжалуются ненормативные акты Департамента по ценным бумагам — структурного подразделения Минфина с правами юридического лица (постановление Госстандарта от 30.12.2014 N 60).

Шаг 5. Составляем заявление

Заявление должно содержать:

— наименование суда, в который подается;

— наименование органа и заявителя, их местонахождение, банковские реквизиты, контакты (телефоны, электронные адреса и т.д.);

— обстоятельства дела; наименование органа, принявшего оспариваемый акт, и дату принятия; указание на права и (или) законные интересы организации, которые нарушил акт, на НПА, которому акт противоречит (абз. 2 ч. 1 ст. 228 ХПК);

— требования со ссылкой на акты законодательства (абз. 8 ч. 2 ст. 159 ХПК);

— расчет оспариваемой суммы. Может содержаться как в самом заявлении, так и в приложении к нему. Обязателен, если ненормативный акт содержит, например, размер применимых к заявителю экономических санкций;

— перечень прилагаемых документов. Размещается в конце заявления (абз. 10 ч. 2 ст. 159).

Заявление подается в письменной форме. Его подписывает представитель юридического лица (ч. 1 ст. 159 ХПК), например руководитель организации либо лицо, уполномоченное представлять ее интересы в суде по доверенности (ст. 79 ХПК). Неподписанное заявление или заявление, подписанное неуполномоченным лицом либо лицом, должностное положение которого не указывается, суд вправе оставить без рассмотрения (абз. 4 ст. 151 ХПК).

Шаг 6. Прикладываем к заявлению документы

К заявлению необходимо приложить:

1. Оригинал документа, подтверждающего уплату госпошлины, а именно платежную инструкцию на бумаге с отметкой банка об исполнении. Отметка должна содержать дату исполнения, оригинальный штамп банка и подпись сотрудника банка (ч. 2 п. 6 ст. 287 НК). За таким документом следует обратиться в обслуживающий банк.

Если заявитель уплатил госпошлину через ЕРИП, в заявлении достаточно указать учетный номер операции (ч. 4 п. 6 ст. 287 НК).

Справочно
Размер госпошлины за обращение в экономический суд области (г. Минска) составляет для юридических лиц 20 БВ, в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда — 50 БВ (подп. 3.1 п. 3 приложения 15 к НК).

2. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются требования. Конкретный перечень зависит от оспариваемого акта. Рекомендуется приложить все документы, которые заявитель направлял изначально в орган, принявший оспариваемый ненормативный акт.

3. Документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка. В качестве подтверждения можно использовать ответ вышестоящего органа.

4. Документы, подтверждающие госрегистрацию организации, например копию свидетельства о госрегистрации.

5. Документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление. Если к заявлению приобщаются копии документов, их необходимо заверить, проставив соответствующие отметки со словом «Верно», наименованием должности заверителя, его подписью с расшифровкой и датой заверения (ч. 5 п. 64 Инструкции по делопроизводству).

6. Копию оспариваемого акта (ч. 4 ст. 160 ХПК). Если ненормативный акт был опубликован в СМИ, к заявлению необходимо приложить информацию, в каком СМИ и когда он был опубликован (абз. 2 ч. 1 ст. 228 ХПК).

Обратите внимание!
Если оспариваемый акт у заявителя отсутствует, вместе с заявлением можно подать ходатайство об истребовании этого акта у принявшего органа (ч. 4 п. 8 постановления Президиума ВХС от 29.09.2010 N 39, ч. 2 ст. 101 ХПК).

7. Копии заявления по количеству лиц, участвующих в деле (абз. 1 ч. 1 ст. 160 ХПК).

Обратите внимание!
Если содержание заявления или приложенные документы не соответствуют требованиям, суд оставит заявление без движения (абз. 2 ч. 1 ст. 162 ХПК), а при невыполнении требования об устранении недостатков — вернет заявителю (ч. 5 ст. 162 ХПК).

Шаг 7. Направляем заявление в суд

Направить заявление в суд можно:

— нарочным в канцелярию;

— по почте заказным письмом с уведомлением. Чтобы исключить спорные ситуации (например, связанные с подтверждением соблюдения установленного срока) при использовании такого способа целесообразно направлять письмо с описью вложения;

— через электронный сервис E-court (ч. 2 п. 4 постановления Пленума Верховного Суда от 28.09.2017 N 9).

Шаг 8. Получаем решение суда 

После принятия заявления суд в течение 5 дней уведомит о дате и месте судебного разбирательства (п. 5 постановления Пленума Верховного от 28.09.2017 Суда N 9).

Доказать законность вынесенного акта должен госорган (ч. 3 ст. 100, ч. 3 ст. 229 ХПК). Заявитель вправе представить доказательства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (ч. 5 ст. 100 ХПК).

Суд рассмотрит заявление в течение месяца со дня поступления (ст. 219 ХПК). Вместе с тем может приостановить производство по делу, например, в случае обращения с запросом в компетентные органы (ст. 145, 146 ХПК). Срок приостановления не регламентируется.

По результатам рассмотрения дела суд может вынести решение о признании ненормативного правого акта или его отдельных положений недействительными (ч. 1 ст. 230 ХПК). В решении укажет на необходимость устранить допущенное нарушение (ч. 2 ст. 230 ХПК).

Решение суда о признании ненормативного акта недействительным подлежит немедленному исполнению, на что указывается в резолютивной части (абз. 2 ч. 1 ст. 205 ХПК). Вступает такое решение в силу по истечении срока на апелляционное обжалование, т.е. через 15 рабочих дней. Решение Верховного Суда вступает в законную силу с момента объявления в судебном заседании (ч. 2 ст. 204 ХПК).

Об исполнении решения суда заявителя должны уведомить не позже месяца со дня получения решения госорганом (ч. 4 ст. 230 ХПК).

Решение суда можно обжаловать в апелляционном и кассационном порядке по общим правилам.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex