Законодательством установлен ряд особенностей в отношении трудовых отношений с молодыми специалистами, молодыми рабочими (служащими) (далее — молодые специалисты). Например, наниматель не вправе в течение срока обязательной работы, установленного законодательством, принять на работу молодого специалиста, распределенного (перераспределенного), направленного (перенаправленного) в другую организацию. При приеме на работу молодого специалиста наниматель должен предоставить ему определенные законодательством гарантии и компенсации (денежная помощь и др.). Наниматель не вправе уволить молодого специалиста в течение срока обязательной работы, за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным законодательством. Так, например, трудовой договор с молодым специалистом не может быть прекращен по таким часто используемым на практике основаниям, соглашение сторон, отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда, желание работника и др. (п. 33 Положения о порядке распределения выпускников). Поэтому важным является на стадии приема на работу выпускника определить, является ли он молодым специалистом.

Для того чтобы определить, относится ли выпускник к категории молодых специалистов, следует выполнить определенные действия.

1. Проверить диплом или иной документ об образовании (п. 3 ч. 1 ст. 26 ТК).

2. Потребовать свидетельство о направлении на работу или справку о самостоятельном трудоустройстве (при необходимости).

В случае если из информации, указанной в документе об образовании, видно, что выпускник получил высшее, среднее специальное образование или профессионально-техническое образование в государственном учреждении образования и с момента окончания обучения прошло не более двух лет — после получения высшего или среднего специального образования и одного года — после получения профессионально-технического образования, наниматель обязан потребовать у выпускника свидетельство о направлении на работу или справку о самостоятельном трудоустройстве. Такая обязанность предусмотрена законодательством (абз. 2 п. 32 Положения о порядке распределения выпускников).

В отношении иных выпускников такая обязанность не установлена. Однако целесообразно уточнять о наличии указанных документов и у выпускников, получивших послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, с момента окончания обучения которых прошло не более двух лет — для получивших послевузовское образование I ступени и не более одного года — для получивших послевузовское образование II ступени (ч. 2 п. 2 ст. 84 Кодекса об образовании). Кроме того, стоит уточнить у выпускника, получившего высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, отработал ли он срок обязательной работы. Отметим, что для таких выпускников срок обязательной работы составляет: для выпускников, получивших высшее образование I ступени на условиях целевой подготовки, — не менее пяти лет, для выпускников, получивших среднее специальное образование на условиях целевой подготовки, — не менее трех лет, для выпускников, получивших профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки, — не менее двух лет (ч. 3 п. 2 ст. 84 Кодекса об образовании).

3. Определить, является ли выпускник молодым специалистом.

3.1. Если выпускник предъявил справку о самостоятельном трудоустройстве — он не является молодым специалистом и соответственно гарантии, ограничения и иные особенности и специальные условия, предусмотренные законодательством в отношении молодых специалистов, на него не распространяются (п. 1 ст. 87 Кодекса об образовании).

3.2. Если выпускник предъявил свидетельство о направлении на работу — следует продолжить выяснять определенные факты, так как не каждый выпускник, которому выдано такое свидетельство, является молодым специалистом.

3.2.1. Если в свидетельстве о направлении на работу указано, что выпускник получил высшее или среднее специальное образование за счет средств физических лиц или собственных средств граждан, — к категории молодых специалистов он не относится, несмотря на то что он направлен на работу и ему выдано свидетельство о направлении на работу (в данном случае речь идет о направленных на работу выпускниках, получивших образование в дневной форме получения образования) (п. 4 и 5 ст. 84 Кодекса об образовании).

3.2.2. Если в свидетельстве о направлении на работу указано, что выпускник получил послевузовское образование, высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование за счет средств юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), — к категории молодых специалистов он не относится, несмотря на то что он направлен на работу и ему выдано свидетельство о направлении на работу (в данном случае речь идет о направленных на работу выпускниках, получивших образование в дневной форме получения образования) (п. 1 и 4 ст. 84 Кодекса об образовании).

Внимание!
Необходимо помнить, что выпускникам, указанным в подп. 3.2.1 и 3.2.2 п. 3 данного материала, несмотря на то что они не являются молодыми специалистами, так же как и молодым специалистам, предоставляются гарантии, предусмотренные подп. 3.13.3 п. 3 ст. 48 Кодекса об образовании. Кроме того, выпускникам, указанным в подп. 3.2.1 п. 3 данного материала, может предоставляться денежная помощь, предусмотренная ч. 1 п. 25 Положения о распределении (п. 6 ст. 84 Кодекса об образовании). При этом иные особенности, касающиеся трудовых отношений с молодыми специалистами, на указанных в подп. 3.2.1 и 3.2.2 п. 3 данного материала выпускников не распространяются.

3.2.3. Если в свидетельстве о направлении на работу указано, что выпускник получил указанное ниже образование, — он в течение указанного в свидетельстве о направлении на работу срока обязательной работы относится к категории молодых специалистов, а именно если выпускник получил (ч. 1 п. 2, п. 5 ст. 83, п. 4 ст. 85, п. 1, 4, 5 ст. 84, ч. 1 п. 1 ст. 86 Кодекса об образовании, п. 22 Положения о порядке распределения выпускников):

— высшее, среднее специальное, профессионально-техническое образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, за исключением лиц, обучавшихся на условиях целевой подготовки (в данном случае речь идет о распределенных на работу выпускниках, получивших образование в дневной форме получения образования);

— среднее специальное или высшее образование I ступени и не менее половины срока его обучения финансировалось за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов (в данном случае речь идет о распределенных на работу выпускниках, не менее половины срока обучения которых осуществлялось в дневной форме получения образования). К данной категории не относятся выпускники, на момент распределения обучавшиеся в вечерней или заочной форме получения образования и работавшие по получаемой специальности (направлению специальности, специализации), а также выпускники, обучавшиеся на условиях целевой подготовки;

— послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета (в данном случае речь идет о направленных на работу в соответствии с договором о подготовке научного работника высшей квалификации выпускниках, получивших образование в дневной форме получения образования);

— высшее образование I ступени, среднее специальное или профессионально-техническое образование на условиях целевой подготовки (в данном случае речь идет о направленных на работу в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста (рабочего, служащего) выпускниках, получивших образование в дневной форме получения образования).

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex