В целях минимизации влияния на экономику Республики Беларусь мировой эпидемиологической ситуации и обеспечения социальной стабильности был принят Указ Президента Республики Беларусь от 28 мая 2020 г. N 178 «О временных мерах государственной поддержки нанимателей и отдельных категорий граждан» (далее — Указ N 178), который предусматривает возможность предоставить организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) право на получение субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее соответственно — субсидия и бюджет фонда) для осуществления доплат работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя (далее — работники), до величины минимальной заработной платы.

В данной статье рассмотрим, каким образом отражается в бухгалтерском учете доплата до минимальной заработной платы в соответствии с Указом N 178?

Президентом Республики Беларусь 28 мая 2020 г. подписан Указ N 178.

Указ N 178 предусматривает предоставить организациям (за исключением бюджетных организаций и организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) право на получение субсидии из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее соответственно — субсидия и бюджет фонда) для осуществления:

— доплат <*> работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя (далее — работники), до величины минимальной заработной платы <**>;

— уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисленных из размера доплат работникам.

———————————

<*> Размер доплаты определяется как разница между величиной минимальной заработной платы и начисленными суммами заработной платы за дни простоя не по вине работника, отработанные рабочие дни, в том числе в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, за рабочие дни.

<**> Величина минимальной заработной платы исчисляется из размера месячной минимальной заработной платы пропорционально общему количеству дней простоя не по вине работника, отработанных рабочих дней, в том числе в режиме неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, и рабочих дней, за которые сохраняется средний заработок в случаях, предусмотренных законодательством, к количеству рабочих дней в месяце. Вместе с тем при установлении работнику неполной рабочей недели по инициативе нанимателя в количество отработанных рабочих дней включаются рабочие дни, запланированные правилами внутреннего трудового распорядка, графиком работ (сменности) до установления неполной рабочей недели по инициативе нанимателя.

Для получения субсидии организация обращается в местный исполнительный и распорядительный орган по месту ее регистрации не позднее последнего числа месяца, следующего за месяцем, за который начислена заработная плата работникам, с представлением следующих документов:

— заявления о предоставлении субсидии с указанием размеров доплат работникам и обязательных страховых взносов в бюджет фонда;

— копии выписки банка об открытии счета;

— копии приказа об объявлении простоя не по вине работника, установлении неполного рабочего времени по инициативе нанимателя, заверенной в соответствии с законодательством;

— расчета размеров доплат работникам по каждому работнику и обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Местный исполнительный и распорядительный орган в течение 10 рабочих дней со дня обращения организации принимает решение (с учетом представленных документов и иной информации) о предоставлении субсидии либо об отказе в ее предоставлении с указанием причин. В ходе рассмотрения представленных документов местный исполнительный и распорядительный орган имеет право запрашивать и получать дополнительные сведения и (или) документы, необходимые для принятия решения.

При принятии положительного решения местный исполнительный и распорядительный орган не позднее первого рабочего дня, следующего за днем принятия решения, направляет его в соответствующие областные, Минское городское управления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — орган Фонда) с указанием суммы средств, необходимых для осуществления доплат, суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда, реквизитов для перечисления субсидии.

Орган Фонда в течение пяти рабочих дней со дня получения положительного решения обеспечивает перечисление организации средств, необходимых для осуществления доплат работникам, а также уплату обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Наниматель обязан не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, перечисленных органом Фонда на счет, произвести доплату работникам в полном объеме.

За достоверность представленных документов, расчетов размера доплат работникам, своевременность перечисления и целевое использование таких доплат наниматель несет ответственность в соответствии с законодательством <*>.

Указ N 178 носит временный характер и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 мая 2020 г. <*>.

На официальном сайте Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь разъяснено, что организациям (за исключением финансируемых из бюджета) может быть предоставлена безвозвратная субсидия для осуществления доплат работникам до величины минимальной заработной платы (до 375 руб.), а также проведена при этом уплата обязательных страховых взносов (начисленных и удержанных согласно расчету организации).

Финансирование субсидии осуществляется из средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Решение о предоставлении субсидии принимают местные органы власти после рассмотрения установленного пакета документов организации.

Субсидия в части доплат работникам (с учетом удержания 1% обязательных страховых взносов для работающих граждан) перечисляется на отдельный счет организации, который должен быть открыт ею самостоятельно, до момента обращения в местный орган власти.

Исчисленные обязательные страховые взносы из размера доплат работникам (включая удержанный 1% для работающих граждан), являющиеся составной частью субсидии, уплачиваются за организацию непосредственно органами Фонда социальной защиты населения.

Полученная сумма субсидии в полном объеме (сумма доплат работникам + обязательные страховые взносы) подлежит отражению в бухгалтерском учете организации, отчете по форме 4-Фонд, а также в данных персонифицированного учета.

По вопросам исчисления доплат работникам до величины минимальной заработной платы следует обращаться на инфолинию Минтруда и соцзащиты (8-017-309-9-309).

Для перечисления доплат организации в банке открывается счет на балансовом счете 3605 «Средства бюджетов на текущих (расчетных) банковских счетах коммерческих, некоммерческих организаций, небанковских финансовых организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц» (далее — счет) <*>.

Счет 3605 предназначен для учета средств республиканского и местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — фонд социальной защиты населения), находящихся на текущих (расчетных) банковских счетах распорядителей и (или) получателей средств <*>.

Отражение хозяйственных операций осуществляется с учетом норм:

— Инструкции N 50;

— Инструкции N 112.

Прямых норм, касающихся отражения в бухгалтерском учете рассматриваемых хозяйственных операций в бухгалтерском учете, в действующем законодательстве не содержится.

По мнению автора, в данном случае организациям целесообразно воспользоваться нормами п. 3, 7 Инструкции N 112.

Полученная из бюджета финансовая помощь отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов будущих периодов с последующим отнесением в состав доходов в тех отчетных периодах, в которых будут понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи.

Финансовая помощь, не связанная с будущими расходами или компенсирующая расходы прошлых периодов, отражается в бухгалтерском учете коммерческих организаций в составе доходов отчетного периода <*>.

Финансовая помощь, полученная и использованная коммерческими организациями на финансирование текущих расходов, отражается в бухгалтерском учете:

— по дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» — на сумму полученной финансовой помощи;

— дебету счета 98 «Доходы будущих периодов» и кредиту счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности») — на сумму использованной финансовой помощи в том отчетном периоде, в котором понесены соответствующие расходы, возмещаемые за счет этой финансовой помощи <*>.

По мнению автора, поскольку после получения субсидий от Фонда возникает обязательство по выплате доплат работникам (наниматель обязан не позднее первого рабочего дня, следующего за днем поступления денежных средств, перечисленных органом Фонда на счет, произвести доплату работникам в полном объеме), поступление субсидий отражается с использованием счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности»).

На субсчете 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» учитываются расходы по текущей деятельности, кроме расходов, отражаемых на субсчетах 90-4 «Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг», 90-5 «Управленческие расходы», 90-6 «Расходы на реализацию» <*>.

В состав прочих расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности»), включаются:

— не компенсируемые виновными лицами потери от простоев по внешним причинам;

— другие расходы по текущей деятельности <*>.

Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию и обеспечению, в том числе пенсионному, работников <*>.

Отчисления на социальное страхование и обеспечение, производимые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда и других выплат работникам, и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» <*>.

Суммы денежных средств, полученные организацией из бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда), отражаются по дебету счета 51 «Расчетные счета» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» <*>.

Взносы в Белгосстрах, производимые за счет организации, отражаются по дебету тех счетов, на которых отражается начисление затрат на оплату труда и других выплат работникам, и кредиту счета 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» <*>.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета <*>.

Для отражения в бухгалтерском учете организации полученных субсидий к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» организация может открыть отдельный субсчет, например субсчет «Расчеты по субсидиям».

Отражение хозяйственных операций по начислению доплаты до минимальной заработной платы работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя, по мнению автора, нужно осуществлять на дату получения субсидии.

Начисление и отражение в бухгалтерском учете заработной платы в простое, по мнению автора, будет отражаться в бухгалтерском учете до момента получения субсидии <*>.

Таким образом, по мнению автора, в бухгалтерском учете организации следует отразить следующие записи:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражено начисление заработной платы за отработанное время работникам, которым установлено неполное рабочее время по инициативе нанимателя 20, 23, 25, 26, 44 и др. 70
Отражена начисленная заработная плата в простое 90-10 70
Удержаны страховые взносы в ФСЗН по ставке 1% из заработной платы за отработанное время и в простое 70 69
Исчислены страховые взносы в ФСЗН для работодателя (28% + 6%) от заработной платы за отработанное время 20, 23, 25, 26, 44 и др. 69
Исчислены страховые взносы в ФСЗН для работодателя (28% + 6%) от заработной платы в простое 90-10 69
Исчислены страховые взносы в Белгосстрах от заработной платы за отработанное время 20, 23, 25, 26, 44 и др. 76
Исчислены страховые взносы в Белгосстрах от заработной платы в простое 90-10 76
Удержан подоходный налог от заработной платы за отработанное время и в простое 70 68
Отражена выплата положенных работникам сумм за отработанное время и в простое 70 51, 50
Отражено получение субсидии в части доплат работникам (с учетом удержания 1% обязательных страховых взносов для работающих граждан) на отдельный счет организации, который должен быть открыт ею самостоятельно, до момента обращения в местный орган власти 51 69 «Расчеты по субсидиям»
Отражено получение субсидии для уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда, исчисленных из размера доплат работникам 69 69 «Расчеты по субсидиям»
Суммы полученных субсидий отражены в составе прочих доходов по текущей деятельности 69 «Расчеты по субсидиям» 90-7
Отражено начисление доплаты до минимальной заработной платы работникам, не работающим в период с 1 мая по 31 июля 2020 г. в связи с простоем не по вине работника, а также работникам, которым установлено в этом периоде неполное рабочее время по инициативе нанимателя 90-10 70
Удержаны страховые взносы в ФСЗН по ставке 1% из заработной платы за отработанное время 70 69
Исчислены страховые взносы в ФСЗН для работодателя (28% + 6%) от доплаты 90-10 69
Исчислены страховые взносы в Белгосстрах от доплаты 90-10 76
Удержан подоходный налог от доплаты 70 68
Отражена выплата доплаты 70 51 (50)