Как в учете подрядчика отразить причитающуюся ему сумму возмещения убытков по аннулированному заказу и списание затрат, понесенных при его выполнении?

Организация (подрядчик) заключила в марте 2020 года с заказчиком договор подряда на изготовление по индивидуальному проекту электрического шкафа. В связи с экономической ситуацией в стране, вызванной коронавирусом COVID-19, изготовление шкафа для заказчика стало экономически нецелесообразным. Поэтому в апреле 2020 года он отказался от исполнения договора и от передачи ему результата незавершенной работы.

Сумма убытков, причиненных подрядчику заказчиком, предъявленная последнему к возмещению, составляет 510 руб. Претензия заказчиком признана в установленный законодательством срок, денежные средства получены на расчетный счет подрядчика в апреле 2020 года.

Общая сумма затрат на производство шкафа составила 920 руб. Стоимость материалов (комплектующих изделий), полученных при разборке незавершенного производства и пригодных для дальнейшего использования, — 410 руб.

Гражданско-правовые отношения

При наличии уважительных причин, если иное не установлено договором, заказчик может в любое время до сдачи ему работы отказаться от договора подряда, уплатив подрядчику часть установленной цены за работу, выполненную до получения уведомления об отказе заказчика от договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора, в пределах разницы между частью цены, выплаченной за выполненную работу, и ценой, определенной за всю работу <*>.

До обращения в суд с иском по спорам, возникающим между юридическими лицами, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения о добровольном урегулировании спора), если иное не установлено ГК, иными законодательными актами или договором. Порядок предъявления претензии устанавливается законодательством или договором <*>.

Получатель претензии в месячный срок со дня ее получения, если иной срок не установлен законодательством или договором, письменно уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии. Ответ на претензию подписывается получателем претензии или его представителем и направляется заявителю претензии заказной корреспонденцией с обратным уведомлением или вручается под роспись <*>.

Бухгалтерский учет

Информация о затратах, понесенных подрядчиком в связи с выпуском продукции по заказу, обобщается на счете 20 «Основное производство». Поскольку в нашем случае шкаф не изготовили, то на счете 20 осталась стоимость незавершенного производства — 920 руб. <*>. Одну часть этой суммы (410 руб.) нужно перенести в дебет субсчета 10-2 «Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия» — в связи с получением комплектующих изделий после разборки незавершенного производства <*>. А вторую — 510 руб. (920 — 410) — списать в связи с расторжением договора в состав прочих расходов по текущей деятельности по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» как расходы по аннулированным заказам <*>.

Поскольку возмещение убытков является одной из форм ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства договора <*>, то указанный доход отражается в сумме, признанной заказчиком, в отчетном периоде признания им претензии <*>. При этом в бухучете производится запись по дебету субсчета 76-3 «Расчеты по претензиям» и кредиту субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности» <*>.

НДС

Для целей налогообложения под работой понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц <*>. Реализацией работ признается выполнение работ одним лицом для другого лица на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на результаты выполненных работ или формы сделки <*>. В данной ситуации работы не выполнены, а результат незавершенного производства не реализован. Следовательно, нет оборота по реализации работ и объекта налогообложения НДС <*>.

Налоговая база по НДС определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее — объекты). При ее определении не учитываются полученные средства, не связанные с расчетами по оплате объектов <*>.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации подрядчик не должен исчислять НДС при получении от заказчика сумм, возмещающих расходы, понесенные по договору.

Налог на прибыль

Сумму затрат в размере 510 руб., списанную в бухучете в состав прочих расходов по текущей деятельности, для расчета налога на прибыль следует отнести к внеррасходам на дату их признания в бухучете <*>.

Суммы, причитающиеся к получению в результате применения иных мер ответственности, в том числе в результате возмещения убытков, за нарушение договорных обязательств, включаются в состав внердоходов. Такие доходы отражаются на дату их поступления независимо от способа возмещения убытков <*>.

Применение Инструкции по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов и обязательств

В рассматриваемой ситуации денежные средства в счет возмещения убытка поступили подрядчику в том же отчетном периоде, в котором была признана заказчиком претензия (в апреле 2020 года), и в полном объеме — 510 руб. Поэтому в бухучете подрядчика отсутствуют отложенные налоговые активы и обязательства <*>.

Таблица бухгалтерских записей

Содержание операций Дебет Кредит Сумма,
руб.
Первичный документ
Отражены затраты на изготовление по заказу электрического шкафа 20 10, 60, 69, 70 и др. 920 Акт на списание материалов, накладная на отпуск материалов, расчетная ведомость и др.
Оприходованы комплектующие изделия, полученные в результате разборки незавершенного производства по цене возможного использования 10-2 20 410 Накладная на внутреннее перемещение
Списаны расходы по аннулированному заказу <*> 90-10 20 510 Акт на списание расходов, бухгалтерская справка-расчет
Предъявлена заказчику сумма убытка <*> 76-3 90-7 510 Договор подряда, претензионное письмо
———————————

<*> Учитывается при расчете налога на прибыль.