Прошло уже около 4 месяцев с момента согласования Беларусью и Россией 28 союзных программ. За прошедшее время стороны наметили подвижки в таможенных, налоговых, денежно-кредитных и логистических вопросах. Что удалось сделать и кто получит от этого больше выгоды?
Напомним, в ноябре 2021 года были утверждены 28 «дорожных карт» по углублению экономической интеграции Беларуси и РФ. Программы направлены на унификацию законодательств двух стран в различных областях экономики, выравнивание условий для бизнеса, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства.
По итогам встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве 18 февраля стало известно, что Минск и Москва продвинулись примерно на 30% в выполнении интеграционных карт. Сейчас особое внимание сосредоточено на следующих направлениях: налоговая сфера, таможенное сотрудничество, формирование объединенного рынка газа.
— Стоит задача уже до 1 июля этого года сделать все эти документы, которые говорили бы о том, что мы действительно, реально создадим единое экономическое пространство, единую платформу, <…> которая в свою очередь должна быть создана до 1 января 2024 года, — сказал посол Беларуси в России Владимир Семашко. По его словам, стороны работают над поставленными задачами, при этом фон «доброжелательный и конструктивный».
Процессы в таможенной и налоговой сферах уже сдвинулись с места. На минувшей неделе премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин одобрил проект соглашения с Беларусью о гармонизации таможенного законодательства и взаимодействии в этой области.
Согласно прилагаемому проекту договора, две страны, в частности, создадут межгосударственный центр в структуре таможенного комитета Союзного государства. Он будет расположен в Минске. Кроме того, документ предусматривает организацию совместного таможенного контроля, гармонизацию подходов к ведению статистического учета взаимной торговли, информационное взаимодействие.
В свою очередь Беларусь обнулила экологический налог на транспортировку нефтепродуктов, который был введен в январе 2020 года. Кроме того, отменена ставка налога на прибыль в размере 50% для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Беларуси по магистральным трубопроводам нефти и (или) нефтепродуктов транзитом. Данные решения приняты задним числом, поскольку распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Минск ввел данные налоги в разгар нефтяного спора с Россией и мотивировал это формированием источника средств для устранения возможных экологических последствий при аварии на нефтепроводе или иных непредвиденных ситуациях. В 2021 году руководство российской трубопроводной монополии «Транснефть» жаловалось на то, что их белорусская «дочка» — «Запад-Транснефтепродукт» — из-за возросшей налоговой нагрузки стала настолько убыточной, что рассматривается вопрос о закрытии предприятия в Беларуси.
В число приоритетных направлений интеграции Беларуси и России входит также гармонизация финансовых отношений. В частности, одна из «дорожных карт» подразумевает сближение платежных систем и улучшение трансграничного обмена финансовой информацией. «Мир» и «БЕЛКАРТ» интегрируются уже с 2018 года. Благодаря этому держатели белорусских карт могут использовать их не только дома и в России, но и в других странах, которые сотрудничают с платежной системой «Мир». Например, в Армении, Казахстане, Узбекистане, а также в Турции и Вьетнаме. С 1 января 2022 года банки и магазины в Беларуси обязаны принимать карты «Мир».
В конце 2021 года все белорусские банки подключились к Системе передачи финансовых сообщений Центробанка России (СПФС), которая является аналогом международной системы межбанковских платежей SWIFT, и была специально создана для защиты от отключения страны от этой системы в период санкций.
На прошлой неделе российские власти пообещали Беларуси рефинансировать долги перед внешними кредиторами, в первую очередь самой Россией и подконтрольным ей Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР). Однако сейчас речь идет о сумме в пределах 1 млрд долларов. Хотя в декабре первый вице-премьер Беларуси Николай Снопков сообщил, что на фоне западных санкций правительство республики прорабатывает программу с ЕФСР с выделением кредита Российской Федерацией на 3,5 млрд долларов для целей рефинансирования госдолга.
Ранее Владимир Путин говорил, что общий объем кредитов Беларуси с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около 630-640 млн долларов. Эксперты допускали, что это может быть компенсация на налоговый маневр в нефтяной сфере. Задействованы ли уже эти ресурсы — неизвестно.
Что касается транспортно-логистической сферы, то Путин распорядился начать строительство порта под Санкт-Петербургом для перевалки белорусских грузов. Необходимость в собственном терминале у Беларуси возникла после того, как 1 февраля Литовские железные дороги на фоне западных санкций окончательно разорвали контракты на транзит белорусских калийных удобрений через территорию Литвы. До этого «Беларуськалий» подвозил по железнодорожным путям к порту Клапейда около 12 млн тонн удобрений на экспорт ежегодно. Кроме того, Украина с 16 февраля также ввела ограничения на транзит белорусского калия.
По информации «Делового Петербурга», Беларусь получит в своё распоряжение строящийся терминал по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса. Предположительно, российская сторона выделит на это до 500 млн долларов кредитных средств. Проектная мощность терминала составляет 5 млн тонн в год с потенциальным увеличением объёмов до 7 млн. Однако ранее сообщалось, что финансирование пойдет за счет частных инвестиций из Беларуси. Терминал на 100% будет собственностью белорусского гражданина.