Прошло уже около 4 месяцев с момента согласования Беларусью и Россией 28 союзных программ. За прошедшее время стороны наметили подвижки в таможенных, налоговых, денежно-кредитных и логистических вопросах. Что удалось сделать и кто получит от этого больше выгоды?
Напомним, в ноябре 2021 года были утверждены 28 «дорожных карт» по углублению экономической интеграции Беларуси и РФ. Программы направлены на унификацию законодательств двух стран в различных областях экономики, выравнивание условий для бизнеса, построение единых финансовых и энергетических рынков, транспортного пространства.
По итогам встречи Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве 18 февраля стало известно, что Минск и Москва продвинулись примерно на 30% в выполнении интеграционных карт. Сейчас особое внимание сосредоточено на следующих направлениях: налоговая сфера, таможенное сотрудничество, формирование объединенного рынка газа.
— Стоит задача уже до 1 июля этого года сделать все эти документы, которые говорили бы о том, что мы действительно, реально создадим единое экономическое пространство, единую платформу, <…> которая в свою очередь должна быть создана до 1 января 2024 года, — сказал посол Беларуси в России Владимир Семашко. По его словам, стороны работают над поставленными задачами, при этом фон «доброжелательный и конструктивный».
Процессы в таможенной и налоговой сферах уже сдвинулись с места. На минувшей неделе премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин одобрил проект соглашения с Беларусью о гармонизации таможенного законодательства и взаимодействии в этой области.
Согласно прилагаемому проекту договора, две страны, в частности, создадут межгосударственный центр в структуре таможенного комитета Союзного государства. Он будет расположен в Минске. Кроме того, документ предусматривает организацию совместного таможенного контроля, гармонизацию подходов к ведению статистического учета взаимной торговли, информационное взаимодействие.
В свою очередь Беларусь обнулила экологический налог на транспортировку нефтепродуктов, который был введен в январе 2020 года. Кроме того, отменена ставка налога на прибыль в размере 50% для организаций, осуществляющих транспортировку по территории Беларуси по магистральным трубопроводам нефти и (или) нефтепродуктов транзитом. Данные решения приняты задним числом, поскольку распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Минск ввел данные налоги в разгар нефтяного спора с Россией и мотивировал это формированием источника средств для устранения возможных экологических последствий при аварии на нефтепроводе или иных непредвиденных ситуациях. В 2021 году руководство российской трубопроводной монополии «Транснефть» жаловалось на то, что их белорусская «дочка» — «Запад-Транснефтепродукт» — из-за возросшей налоговой нагрузки стала настолько убыточной, что рассматривается вопрос о закрытии предприятия в Беларуси.
В число приоритетных направлений интеграции Беларуси и России входит также гармонизация финансовых отношений. В частности, одна из «дорожных карт» подразумевает сближение платежных систем и улучшение трансграничного обмена финансовой информацией. «Мир» и «БЕЛКАРТ» интегрируются уже с 2018 года. Благодаря этому держатели белорусских карт могут использовать их не только дома и в России, но и в других странах, которые сотрудничают с платежной системой «Мир». Например, в Армении, Казахстане, Узбекистане, а также в Турции и Вьетнаме. С 1 января 2022 года банки и магазины в Беларуси обязаны принимать карты «Мир».
В конце 2021 года все белорусские банки подключились к Системе передачи финансовых сообщений Центробанка России (СПФС), которая является аналогом международной системы межбанковских платежей SWIFT, и была специально создана для защиты от отключения страны от этой системы в период санкций.
На прошлой неделе российские власти пообещали Беларуси рефинансировать долги перед внешними кредиторами, в первую очередь самой Россией и подконтрольным ей Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР). Однако сейчас речь идет о сумме в пределах 1 млрд долларов. Хотя в декабре первый вице-премьер Беларуси Николай Снопков сообщил, что на фоне западных санкций правительство республики прорабатывает программу с ЕФСР с выделением кредита Российской Федерацией на 3,5 млрд долларов для целей рефинансирования госдолга.
Ранее Владимир Путин говорил, что общий объем кредитов Беларуси с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около 630-640 млн долларов. Эксперты допускали, что это может быть компенсация на налоговый маневр в нефтяной сфере. Задействованы ли уже эти ресурсы — неизвестно.
Что касается транспортно-логистической сферы, то Путин распорядился начать строительство порта под Санкт-Петербургом для перевалки белорусских грузов. Необходимость в собственном терминале у Беларуси возникла после того, как 1 февраля Литовские железные дороги на фоне западных санкций окончательно разорвали контракты на транзит белорусских калийных удобрений через территорию Литвы. До этого «Беларуськалий» подвозил по железнодорожным путям к порту Клапейда около 12 млн тонн удобрений на экспорт ежегодно. Кроме того, Украина с 16 февраля также ввела ограничения на транзит белорусского калия.
По информации «Делового Петербурга», Беларусь получит в своё распоряжение строящийся терминал по перевалке удобрений в составе Приморского универсально-перегрузочного комплекса. Предположительно, российская сторона выделит на это до 500 млн долларов кредитных средств. Проектная мощность терминала составляет 5 млн тонн в год с потенциальным увеличением объёмов до 7 млн. Однако ранее сообщалось, что финансирование пойдет за счет частных инвестиций из Беларуси. Терминал на 100% будет собственностью белорусского гражданина.
This website uses cookies so that we can provide you with the best user experience possible. Cookie information is stored in your browser and performs functions such as recognising you when you return to our website and helping our team to understand which sections of the website you find most interesting and useful.