На минувшей неделе правительство России одобрило проект российско-белорусского договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам. Как удалось выяснить, ключевые моменты касаются ставок акцизов на сигареты, уплаты налога на добавленную стоимость и нефтяных бонусов.

Минск и Москва начали работу над гармонизацией таможенного и налогового законодательств двух стран в рамках реализации 28 интеграционных программ, которые утвердили во второй половине 2021 года. И вот теперь начинают появляться первые важные документы. В скором времени правительства России и Беларуси планируют подписать договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам – НДС и акцизам, сообщает пресс-служба Кабмина РФ. В России уже одобрили «согласованный вариант документа».

Источник — https://ru.freepik.com/

Как следует из сообщения российской стороны, до 1 января 2023 года Беларусь и Россия должны привести свое налоговое законодательство, касающееся НДС и акцизов, в соответствие с положениями договора. Так, например, ставки акцизов на минимальный перечень товаров и услуг, определенный договором, должны быть не ниже размера минимальных ставок, указанных в приложении к документу. Кроме того, договором устанавливаются единые для двух стран перечни операций (оборотов), освобождаемых от уплаты НДС или облагаемых НДС по пониженной налоговой ставке. «Стороны не снижают ставку налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов и пониженную ставку в размере 10 процентов, установленные в своем налоговом законодательстве. При этом стороны могут повышать указанные ставки налога на добавленную стоимость, в том числе в отношении отдельных операций (оборотов) или категорий налогоплательщиков», говорится в проекте договора.

Документ также предполагает создание интегрированной системы администрирования косвенных налогов (ИСА КН). В систему будет заноситься информация об операциях налогоплательщиков НДС двух стран, состоящих на учете в налоговых органах на 1 января 2023 года. Она нужна для сквозного анализа данных по налогу на добавленную стоимость.

Кроме того, в рамках договора планируется создание Наднационального налогового комитета, который будет отслеживать соблюдение сторонами установленных договоренностей.

Замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, комментируя взаимодействие с Беларусью в таможенной и налоговой сферах, рассказал, что существует две проблемы. Первая — применение разных индексов таможенной стоимости в Беларуси и России, из-за чего часть объема таможенного декларирования перетекала в Беларусь. Благодаря соглашению о расширении таможенного сотрудничества России с Беларусью, эта проблема решится, поскольку «будет единая система управления рисками, единый индикатор таможенной стоимости», а также возможность в онлайн-режиме «видеть весь объем декларирования, который идет через Беларусь».

Вторая проблема касается разных ставок акцизов на сигареты в России и Беларуси из-за чего фиксируется серый импорт продукции. Дело в том, что белорусские компании при поставке табачных изделий в РФ уплачивают акцизы по белорусским ставкам, которые на некоторые виды сигарет в 3 раза ниже, чем в России. Такой расклад не нравится Москве. Поэтому изначально было одобрено соглашение, что с 2024 года страны ЕАЭС будут исходить из индикативной ставки 35 евро за 1 тысячу сигарет с отклонением в 20% в большую или меньшую сторону. Согласно проекта договора о косвенных налогах, к 2027 году между Россией и Беларусью выровняются ставки акцизов на табачные изделия.

— Мы это делаем постепенно, чтобы не допустить какой-то социально-экономической напряженности в Беларуси, — сказал Сазанов.

Как следует из проекта договора, «при выполнении белорусской стороной всех (…) обязательств» Россия может ежемесячно предоставлять Беларуси межгосударственные бюджетные трансферты при расчетах за нефть. В документе даже приведена формула расчета размера трансферта.

Данный механизм Беларусь и Россия уже задействовали в середине 2020 года после продолжительного спора по цене на нефть. Суть трансферта состояла в компенсации белорусской стороне потерь в связи с налоговым маневром в нефтяной отрасли РФ за счет снижения премий к цене нефти, которую поставляли в Беларусь российские нефтекомпании. Однако действие этого механизма на 2021 год не продлили.

— Межбюджетный трансферт был разовой акцией, если так можно ее назвать. Ее продление не предусматривалось на будущие годы. В принципе, мы хотим уходить от любого рода трансфертов в межгосударственных отношениях. Это не очень рыночный инструмент, — говорил белорусский премьер Роман Головченко в конце 2020 года.

И вот сейчас о возрождении межбюджетного трансферта опять заговорили. Это произошло в контексте помощи нефтеперерабатывающим заводам в Мозыре и Новополоцке, которые столкнулись с проблемами со сбытом бензина и дизтоплва в условиях санкций и военных действий в Украине. Также рассматривается вариант с демпфером при поставках белорусских нефтепродуктов на российский рынок.

При этом не стоит забывать, что в России в ближайшие 2 года должен завершиться налоговый маневр, после которого стоимость российской нефти для Беларуси приблизится к мировой. Белорусская сторона настаивает на создании единого рынка нефти с Россией. Проект соответствующего договора должен быть готов к середине 2023 года. Но, как отметил председатель госконцерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков, создание равных условий на рынке нефти связано в том числе и с налоговой сферой, поэтому требуется принятия в комплексе нескольких решений.

Первый камень в основание данных механизмов уже заложили. Насколько это окажется выгодным для Беларуси покажет время.