Вопрос: Работники возмещают организации стоимость личных разговоров по мобильному телефону. Надо ли отражать в декларации по налогу на прибыль полученные от работников суммы возмещения стоимости телефонных разговоров во внердоходах и соответственно стоимость этих разговоров во внеррасходах?

Ответ: Полученные от работников суммы возмещения стоимости личных телефонных разговоров не включаются ни в выручку, ни во внердоходы, а стоимость этих разговоров не учитывается ни в затратах, ни во внеррасходах.

Обоснование: Возможны следующие варианты условий договора, заключенного организацией с оператором мобильной связи <*>:

1) заключается двусторонний договор между организацией и мобильным оператором, когда по договору услуги связи оказываются непосредственно организации-абоненту;

2) заключается трехсторонний договор между организацией, ее работниками и мобильным оператором, когда организация выступает клиентом, а работники — абонентами.

В первом варианте расходы несет сама организация. Во втором она является посредником в расчетах между оператором мобильной связи и работниками: удерживает стоимость звонков из зарплаты работников и перечисляет оператору.

Согласно письму МНС N 2-2-10/00541 от 23.03.18 «О возмещаемых расходах», если между нанимателем и работником не заключается гражданско-правовой договор, то при возмещении работником каких-либо личных расходов указанные суммы не признаются ни выручкой, ни внереализационным доходом организации.

Таким образом, в обоих вариантах указанные суммы в декларации по налогу на прибыль не отражаются ни в составе выручки, ни в составе внердоходов, и соответственно их не следует включать в затраты и внеррасходы <*>.

Напомним, ранее МНС разъясняло, что если по условиям договора об оказании услуг электросвязи в роли абонента выступает организация, а работники возмещают стоимость таких услуг в части их использования в личных целях, то при исчислении налога на прибыль в состав внердоходов включаются суммы, поступающие от работников в счет возмещения стоимости телефонных разговоров. При этом стоимость услуг связи включается в состав внеррасходов в пределах сумм поступившего возмещения на дату фактического осуществления расходов, но не ранее даты поступления возмещения <*>. Полагаем, если организация учитывает стоимость возмещения телефонных разговоров в порядке, изложенном в данном разъяснении, то со стороны контролирующих органов претензий быть не должно, поскольку ни на размер налога на прибыль, ни на сумму убытка, возможного для переноса, это не повлияет.

Вместе с тем считаем, что организациям целесообразнее руководствоваться последим разъяснением и не отражать суммы указанного в вопросе возмещения в декларации по налогу на прибыль.

Читайте также

НДС и ЭСЧФ при возмещении работником стоимости телефонных разговоров