Рассмотрено отражение в учете затрат на сезонную замену шин на автомобиле организации, используемом в производстве и (или) реализации товаров (продукции, работ, услуг), в том числе в управленческих целях.

1. Для чего нужна замена шин

Летние и зимние шин отличаются составом резины (и в силу этого — ее плотностью и твердостью), рисунком протектора и т.д. Эксплуатация автомобиля с шинами, не соответствующими погодным условиям, может повлечь за собой ухудшение управляемости автомобиля и повышенный износ самих шин.

Кроме того, с 1 декабря по 1 марта допускаются к участию в дорожном движении при условии установки на всех колесах зимних шин (маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаками «М+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons») следующие транспортные средства:

— автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно;

— легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны;

— автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн (п. 207-1 Правил дорожного движения; ч. 2 п. 25 приложения 4 к Правилам дорожного движения).

Требования к шинам транспортных средств, находящихся в эксплуатации, определены и техрегламентом Таможенного союза:

— установлен аналогичный вышерассмотренному запрет на эксплуатацию транспортного средства, не укомплектованного зимними шинами (на всех колесах), в период с декабря по февраль;

— запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения, в летний период (июнь, июль, август).

Причем странам — участницам Таможенного союза предоставлено право увеличивать сроки запрета подп. 5.5 приложения 8 к ТР ТС 018/2011).

Таким образом, сезонная замена шин непосредственно связана с процессом эксплуатации автомобиля.

2. Учет замены шин силами сторонней организации (станция технического обслуживания (СТО), шиномонтаж и т.п.)

Передача шин сторонней организации для установки на автомобиль отражается внутренней записью по счету 10. Стоимость шин списывается с кредита субсчета 10-5 в дебет субсчета к счету 10, на котором в соответствии с рабочим планом счетов отражаются запчасти, переданные сторонним организациям для осуществления работ (оказания услуг). Для этих целей можно использовать, например, субсчет 10-7, субсчет второго порядка или аналитический счет к субсчету 10-5 (п. 3, ч. 7 и 10 п. 16 Инструкции N 50).

Примечание
Типовым планом счетов предусмотрено, что автомобильные шины в запасе и обороте (кроме включенных в первоначальную стоимость автомобиля) учитываются на субсчете 10-5. Но в рабочем плане счетов содержание субсчетов может уточняться. Для учета шин можно ввести, например, дополнительный субсчет или открыть субсчет второго порядка к субсчету 10-5 (п. 3, ч. 7 и 8 п. 16 Инструкции N 50).

Списание стоимости шин на затраты на данном этапе не осуществляется (абз. 2 ч. 1 п. 2 Инструкции N 102).

В бухучете стоимость установки шин сторонней организацией относится на затраты по текущей деятельности (дебет счетов 25, 26, 44, 90-10 и др. (в зависимости от сферы деятельности организации, области использования автомобиля, порядка организации учета)) в корреспонденции со счетом 60 (абз. 2 и 6 ч. 1 п. 2, п. 8 Инструкции N 102; п. 27, 28, 35 и 47 Инструкции N 50).

«Входной» НДС отражается записью: Д-т 18 — К-т 60 (абз. 4 п. 2 Инструкции N 41).

Записи осуществляются на основании первичного учетного документа, подтверждающего выполнение работ по установке шин (акт выполненных работ, заказ-наряд или т.п.) (абз. 13 ст. 1 Закона N 57-З).

«Входной» НДС, отраженный в учете (и книге покупок — если по учетной политике она ведется), подлежит вычету. Вычет осуществляется на основании ЭСЧФ, выставленного СТО (шиномонтажом) и подписанного ЭЦП организации. Принятие НДС к вычету отражается записью: Д-т 68 — К-т 18 (п. 4, подп. 5.1, п. 6 ст. 132 НК;  п. 4 Инструкции N 41).

Стоимость установленных шин, как и затраты по их замене, относится на затраты по текущей деятельности (абз. 2 и 6 ч. 1 п. 2, п. 8 Инструкции N 102).

При исчислении налога на прибыль стоимость замены шин и стоимость установленных на автомобиль шин учитываются в составе затрат по производству и реализации (ч. 2 п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК).