Вопрос: В связи со сложной экономической ситуацией организация временно приостановила деятельность по оказанию услуг на срок с 14.03.2022 по 29.04.2022. Работники с их согласия находятся в отпуске без сохранения заработной платы. Директор и бухгалтерия работают 2 дня в неделю. Указанным работникам невозможно предоставить отпуск в связи с необходимостью сдачи годовой бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за I квартал, осуществления иных управленческих функций. Можно ли включить в учитываемые при налогообложении прибыли затраты на арендную плату за офисное помещение и расходы на коммунальные услуги за период приостановки деятельности?

Ответ: За период приостановки деятельности по оказанию услуг расходы по аренде учитываются при налогообложении прибыли, поскольку управленческая деятельность ведется.

Обоснование: В рассматриваемой ситуации принято решение приостановить деятельность в связи со сложной экономической ситуацией. Организация имеет на это право, т.к. законодательством не установлено запретов на приостановку деятельности. Полагаем, такое решение может принять собственник (собрание участников), поскольку приостановка деятельности влечет потерю выручки и прибыли. Вместе с тем на фоне снижения спроса на отдельные виды услуг такое решение представляется экономически целесообразным.

Отметим, что остановить деятельность организации полностью практически невозможно в силу отдельных норм законодательства:

— представление в налоговые органы годовой бухгалтерской отчетности за 2021 г. не позднее 31.03.2022 (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК);

— представление налоговых деклараций (расчетов) не позднее 20 апреля за март или за I квартал 2022 г. в зависимости от вида налога и применяемой системы налогообложения;

— представление статистической отчетности в установленные сроки в зависимости от вида деятельности и численности организации;

— представление отчета 4-Фонд и форм ПУ-3 за I квартал 2022 г. и т.д.

Работники, в чьи трудовые обязанности входит выполнение перечисленных задач, должны это сделать — на рабочем месте или удаленно. Иначе на должностных лиц и саму организацию могут быть наложены штрафные санкции (ст. 14.2, 24.12 КоАП).

В приведенной ситуации для сдачи годовой бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций за I квартал директор и бухгалтерия работают 2 дня в неделю. Это означает, что управленческая деятельность в организации ведется, несмотря на приостановку оказания услуг.

Арендная плата за офисное помещение и расходы на коммунальные услуги по нему — это условно-постоянные косвенные затраты, связанные с управлением организацией. Они возникают в силу заключенного договора аренды и договоров на оказание услуг при подписании их арендатором напрямую с поставщиками коммунальных услуг (п. 1 ст. 585, п. 1 ст. 733 ГК). В целом эти расходы не зависят от осуществления или неосуществления деятельности арендатором. Суммы отдельных расходов на коммунальные услуги при этом могут варьироваться в зависимости от показателей счетчиков, количества работников и т.д.

В бухучете указанные расходы аккумулируются по дебету счета 26 «Общехозяйственные затраты» или 44 «Расходы на реализацию», а затем списываются на финансовые результаты в дебет субсчета 90-5 «Управленческие расходы» счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (п. 10 Инструкции № 102).

Для того чтобы учесть затраты при налогообложении прибыли, они должны быть:

— экономически обоснованы;

— отражены в бухучете;

— связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 169, п. 1 ст. 170 НК).

Поскольку организация приостановила деятельность по оказанию услуг временно, а управленческая деятельность продолжается, полагаем, что расходы по аренде офисного помещения соответствуют перечисленным признакам и учитываются при налогообложении прибыли в составе затрат.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex