Вопрос: Объектом обложения экологическим налогом не признается временное хранение отходов производства в пределах одной транспортной единицы, при условии что имеется утвержденная и согласованная инструкция по обращению с отходами, в которой установлен этот показатель. Декретом N 7 всем ИП и микроорганизациям предоставлено право не разрабатывать и не утверждать указанную инструкцию.

Как теперь таким ИП и микроорганизациям платить экологический налог за хранение отходов? По фактическим объемам без учета одной транспортной единицы?

Ответ: Платить экологический налог не требуется, если отходы вывозятся своевременно и на конец отчетного периода налоговая база по экологическому налогу за хранение равна нулю. Также не требуется платить налог организациям, применяющим УСН (кроме случая приобретения ими права собственности на отходы). В иных случаях налог платится по фактическим объемам отходов производства, подлежащих хранению.

Обоснование: В данном случае, по мнению автора, имеет место так называемый пробел в законодательстве. То есть отсутствие правовых норм, регулирующих общественные отношения, необходимость регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, принципами и нормами международного права <*>. Нормотворческая деятельность осуществляется в том числе на принципах соответствия актов нижестоящих государственных органов (должностных лиц) актам Главы государства и вышестоящих государственных органов и системности и комплексности правового регулирования общественных
отношений <*>. В данном случае вышеназванные принципы, по мнению автора, соблюдены не в полной мере. Декрет N 7, вступивший в силу с 26 февраля 2018 г. (за исключением отдельных положений), издан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности. Им утверждены общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования (далее — Общие природоохранные требования).

Примечание
До 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) <*> . Совмину поручено в шестимесячный срок внести на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения о снижении налоговой нагрузки на субъектов хозяйствования в связи с созданием ими новых рабочих мест, осуществлением экономической деятельности на территории малых городских поселений и сельской местности, реинвестированием прибыли в развитие производства, а также об упрощении налогового администрирования <*>. Нормативные правовые акты до приведения их в соответствие с Декретом N 7 действуют в части, ему не противоречащей <*>.

Требование разрабатывать и утверждать инструкции по обращению с отходами производства и нормативы их образования, а также обеспечивать их соблюдение не относится к ИП и микроорганизациям <*>.

НК установлен принцип признания равенства всех плательщиков, на котором основывается налогообложение в Республике Беларусь <*>. В данном случае имеет место неравенство для микроорганизаций и ИП, освобожденных от разработки определенной документации.

Налоговое законодательство Республики Беларусь — система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает в том числе декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения <*>.

Также следует отметить, что в случае неясности или нечеткости предписаний актов налогового законодательства государственными органами и должностными лицами решения должны приниматься в пользу плательщиков <*>. Кроме того, Декрет N 7 отменил не все требования законодательства в области обращения с отходами. Так, ИП и микроорганизации, осуществляющие обращение с отходами, по-прежнему должны соблюдать определенные обязанности согласно законодательству. В частности:

— обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, за исключением случаев, когда смешивание отходов разных видов допускается в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;

— обеспечивать обезвреживание и (или) использование отходов либо их перевозку на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по использованию отходов, а также их хранение в санкционированных местах хранения отходов или захоронение в санкционированных местах захоронения отходов;

— разрабатывать и принимать меры по уменьшению объемов (предотвращению) образования отходов;

— осуществлять производственный контроль за состоянием окружающей среды и не допускать вредного воздействия отходов, продуктов их взаимодействия и (или) разложения на окружающую среду, здоровье граждан, имущество, а в случае оказания такого воздействия принимать меры по ликвидации или уменьшению последствий этого воздействия <*>.

Таким образом, исследуя нормы законодательства Республики Беларусь, приходим к выводу, что если временное хранение отходов осуществляется ИП и микроорганизациями при соблюдении ими требований законодательства в области обращения с отходами, в частности, по своевременному вывозу отходов (на конец отчетного периода отходы вывезены (переданы третьим лицам), налоговая база по экологическому налогу за хранение равна нулю), либо если они применяют УСН, то согласно подп. 2.1 п. 2 ст. 286 НК налог на УСН заменяет уплату экологического налога (кроме случая приобретения ими права собственности на отходы <*>), платить экологический налог за хранение не требуется.

В иных случаях, если у ИП и микроорганизаций нет утвержденной и согласованной инструкции по отходам или в инструкции по отходам не установлен показатель «одна транспортная единица», то, по мнению автора, у них нет права на льготу, они должны уплачивать экологический налог.