За последние почти 10 лет выработано ряд документов и преференциальных режимов, которые призваны вдохнуть жизнь в малые города и деревни. Недавно Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) выступило с новой инициативой по расширению льгот для торговли на селе. К чему привели прежние меры господдержки и что ожидать в будущем?

О чем речь?

МАРТ вынесло на общественное обсуждение проект указа об изменении условий ведения торговли в сельской местности. Обсуждение проходит на Правовом форуме до 1 ноября.

Речь идет об указе №345, которым в 2017 году для юрлиц и ИП, осуществляющих в сельской местности розничную торговлю, общественное питание, бытовые услуги, а в малых городах – общественное питание и бытовые услуги, установлены пониженные ставки по налогу на прибыль (для юрлиц) и по подоходному налогу с физических лиц (для ИП) в размере 6 %. Также предусмотрено освобождение оборотов от НДС, освобождение от налога на недвижимость и земельного налога (арендной платы) за участки, находящиеся в госсобственности и используемые под размещение объектов торговли, общепита и бытового обслуживания в сельской местности. Субъекты хозяйствования вправе приобретать объекты недвижимости без проведения аукциона по рыночной стоимости, продавать алкогольные напитки на селе в магазинах вне зависимости от величины торговой площади, а юрлица – и в автомагазинах при условии согласования маршрута и ассортимента.

В МАРТ полагают, что нормы указа № 345 послужили толчком для развития инфраструктуры торговли и общепита на территории сельской местности и малых городских поселений. Так, за 2018– январь–июнь 2021 года в рамках действия документа открыто 711 магазинов, 135 объектов общепита и 287 объектов бытового обслуживания. Четыре субъекта торговли в трех областях получили возможность открыть объекты после превышения доли в розничном обороте в 20%. Количество автомагазинов, реализующих алкоголя на селе, увеличилось на 89 единиц и составило 845 единиц, а число согласованных маршрутов движения – на 262 до 2 039 маршрутов.

По данным МНС, за 2019 год в бюджет субъектами хозяйствования, осуществлявшими деятельность в соответствии с указом № 345, уплачено платежей на сумму 359,9 млн  рублей или 183,3% к 2018 году (в текущих ценах). В связи использованием этими компаниями льгот в бюджет не поступило 23,2 млн рублей, или 6,4 % от суммы поступивших налогов.

Согласно пояснениям МАРТ, новая версия указа предусматривает дополнительные льготы и преференции и направлена на дальнейшее развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания в сельской местности. Среди планируемых изменений — уточнение норм в отношении исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Субъектам хозяйствования предлагается предоставить право получать в собственность, пользование или владение находящееся на селе недвижимое имущество, которое является основным средствами коммерческой организации без получения согласия антимонопольного органа.

Для магазинов и объектов общепита, расположенных на селе, с 1 января 2022 года предлагается установить отдельный тариф на электроэнергию. Потенциально речь может идти о снижении тарифа на 39,9% в сравнении с действующим.

Источник — https://ru.freepik.com/

Кроме того, компаниям предоставляется право отчуждать и сдавать в аренду объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной и частной собственности, в том числе без наличия документов, удостоверяющих госрегистрацию их создания, возникновения прав на такие объекты и (или) земельные участки.

Кажется, бизнесу на селе уже и так дали много льгот?

Действительно, в Беларуси с целью развития предпринимательства в сельской местности принимаются разные нормативные правовые акты. Основным документом в этой сфере является декрет от 07 мая 2012 г. № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Он содержит ряд льгот налогового, таможенного характера, а также касающихся упрощения административных процедур. В частности, компании, которые занимаются производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) на селе, в течение семи лет со дня регистрации юрлица могут не уплачивать налог на прибыль и на недвижимость, а также иные налоги и сборы за исключением налога на добавленную стоимость.

Помимо этого, есть документы, которые нацелены на развитие определенных территорий. Так, в июне 2015 года Александр Лукашенко подписал указ №235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области», создающий преференции для семи отстающих районов: Кричевского, Климовичского, Краснопольского, Костюковичского, Славгородского, Чериковского и Хотимского. Чтобы закрепить на местах людей, снизили с 13% до 10% ставку подоходного налога и дали возможность покупки или строительства жилья по льготному кредиту под 1% годовых на 20 лет. А для потенциальных инвесторов в документе предусмотрели налоговые послабления. По данным госорганов, с начала действия указа направлено порядка 1,1 млрд рублей инвестиций в основной капитал; привлечено более 37,7 млн долларов прямых иностранных инвестиций; создано 230 коммерческих организаций; 2535 человек трудоустроено на новые рабочие места.

В конце 2018 года появился указ № 506 «О развитии Оршанского района Витебской области». Власти заявили о модернизации ряда крупных предприятий региона, которые в последнее время влачили жалкое существование. Поэтому привлекли как государственные кредиты и ссуды, так и деньги частных инвесторов. В 2019 году была создана особая экономическая зона «Бремино-Орша», самым крупным проектом в ее рамках называется создание мультимодального комплекса в поселке Болбасово вблизи авиаремонтного завода и аэродрома.

Тот ли эффект получили от льгот?

Однако пока не особо сокращается разрыв в доходах и качестве жизни граждан крупных и малых городов. Продолжается урбанизация: люди стремятся уехать из глубинки в Минск, областные или градообразующие города.

— На самой деле, сложно оценивать эффективность льготных режимов для малых городов и сельской местности, потому что не хватает достоверной информации. Я не видела полноценных отчетов на эту тему, чтобы делать выводы. Да, какие проекты реализуются, чиновники рапортуют об определенных успехах в регионах, где льготы применяются. Но практика других стран, где вводились территориальные налоговые режимы, показывала, что бизнес просто переезжал из пункта А в пункт Б, где получал преференции. А пункт А при этом оголялся. К тому же перемещения не дают такого роста, как в случае, если преференции распространяются на всю отрасль. Лучший пример – это Парк высоких технологий, — поясняет ilex экономист проекта BEROC Катерина Борнукова. — Мы в заложниках еще практики советских времен, когда регион развивался за счет какого-то градообразующего завода или фабрики. То есть половина жителей города работала на этих предприятиях, а вторая половина – оказывала им услуги. Сегодня эти заводы находятся в сложной экономической ситуации, у них нет больших доходов, им приходится оптимизировать трудовые ресурсы, понятно что это отражается на всем регионе.

По словам Борнуковой, была в принципе правильная идея использовать частный сектор для развития малых городов, сельской местности. Бизнес вроде был даже не против воспользоваться льготами и в этих регионах создавать новые производства. Но на практике оказалось сложно найти квалифицированные кадры. Плюс имеется другая проблема – пьянство.

Экономист считает, что важно разработать комплексную программу развития поселков и деревень. При этом логика подсказывает, что на селе надо делать ставку на развитие сельского хозяйства.

— Но опять же тут бизнес сталкивается с массой регуляций со стороны государства. Зависимость от аренды земельных участков воспринимается бизнесом как опасная. Цены на ряд сельхозпродуктов также регулируются государством. Есть ограничения по продажам в рамках своего района. И так далее. То есть правила игры в большой степени выстроены под интересны государственных и коммунальных сельхозпредприятий. Такой подход не вызывает интереса у частного бизнеса, — считает Борнукова. – Если бы эту отрасль удалось развить, создать инфраструктуру для жизни в сельской местности, то потом можно было и другие сферы подтягивать.

Почему МАРТ взялось активно развивать торговлю на селе?

— В первую очередь надо поддерживать магазины белкооперации, которых больше всего в малых населенных пунктах. Неоднократно подчеркивалось, что они терпят убытки, но имеют важную социальную функцию. Если в деревне не будет магазина и туда перестанет приезжать автолавка, то жизнь в этом населенном пункте станет еще менее привлекательной, — говорит Катерина Борнукова. — Вместе с тем у МАРТ есть понимание, что торговлю в сельской местности надо развивать не только силами Белкоопсоюза, но и подключать частный бизнес, крупные сети, может они это будут делать более эффективно. Но их туда надо каким-то образом привлечь. Отсюда и появился указ № 345. Уже очевидно, что этого недостаточно, поэтому планируют расширить перечень преференций.