Продолжает совершенствоваться законодательство об оплате труда работников бюджетных организаций. С 01.07.2021 вступят в силу очередные изменения в области оплаты труда бюджетников в различных сферах. Как к ним подготовиться и в случае необходимости внести изменения в трудовой договор (контракт), ЛПА бюджетной организации – рассмотрим в материале.

Что меняется

С 01.07.2021 вносятся изменения в постановления отраслевых министерств, регулирующих установление, а также порядок и условия осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций.

Кроме того, вступят в силу изменения, касающиеся выплаты премий и единовременной выплаты на оздоровление.

Пример
Минздравом утвержден Перечень стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных и (или) входящих в систему Минздрава, а также работникам бюджетных организаций, подчиненных местным исполкомам, относящихся к области деятельности Минздрава. К ним относятся:

До 01.07.2021

С 01.07.2021

1. Стимулирующие выплаты — надбавки:

— молодым специалистам;

— за особенности профессиональной деятельности;

— сложность и напряженность работы;

— обеспечение показателей деятельности;

— высокие достижения в труде;

— осуществление деятельности, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, проведением медицинской экспертизы

1. Стимулирующие выплаты — надбавки:

— молодым специалистам;

— за особенности профессиональной деятельности;

— сложность и напряженность работы;

— обеспечение показателей деятельности;

— осуществление деятельности, связанной с организацией и оказанием медицинской помощи, проведением медицинской экспертизы

2. Компенсирующие выплаты — доплаты:

— за работу в сельской местности;

— особый характер труда

2. Компенсирующие выплаты — доплаты:

— за работу в сельской местности;

— особый характер труда;

— базовая доплата

Нужно ли опять уведомлять работников

Как и ранее, уведомлять работников о грядущих изменениях нет необходимости, поскольку изменение законодательства не зависит от воли нанимателя и не является изменением существенных условий труда в понимании ТК, поскольку данные изменения не продиктованы какими-либо производственными, организационными или экономическими причинами <*>.

На заметку
По общему правилу изменение нанимателем системы оплаты труда, изменение гарантий, устанавливаемых в соответствии с ТК, является изменением существенных условий труда <*>.

Однако дабы избежать недопонимания с работниками и исключить возможные негативные последствия, нанимателю рекомендуется все-таки проинформировать своих работников о предстоящих изменениях законодательства об оплате труда. С этой целью наниматель может разместить информацию об изменении законодательства в общедоступных для работников местах. Также наниматель может провести собрание трудового коллектива с целью ознакомления всех работников с изменениями в оплате их труда.

На заметку
Напомним, что в связи с отсутствием оснований для применения ст. 32 ТК у работника не наступает оснований для увольнения по причине отказа от продолжения работы из-за изменения существенных условий труда по п. 5 ч. 2 ст. 35 ТК.

Что будем менять

Как правило, сведения о стимулирующих и компенсирующих выплатах, а также условия и порядок их осуществления определяются не только в законодательстве, но и в ЛПА организации, например, в Положении об оплате труда работников или Положении о стимулирующих и компенсирующих выплатах, колдоговоре, иных ЛПА организации.

Кроме того, в бюджетных организациях размеры, порядок и условия выплаты премий, осуществления единовременной выплаты на оздоровление определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями этих организаций <*>.

Также сведения об оплате труда являются существенным условием трудового договора (контракта) <*>.

Таким образом, необходимо внести изменяющиеся сведения не только в ЛПА организации, но и в трудовые договоры (контракты) работников, которых затронут изменения.

Обратите внимание!
Отдельные условия трудового договора (контракта) могут быть признаны недействительными, если они ухудшают положение работника по сравнению с законодательством, коллективным договором, иными ЛПА <*>.
Таким образом, если наниматель не внесет изменения в трудовой договор (контракт), то условия последнего, не соответствующие законодательству, будут признаны недействительными и будут действовать нормы законодательства. Однако признание отдельных условий трудового договора недействительными не повлечет недействительности самого трудового договора в целом
<*>.
Также и с ЛПА организации. К примеру, условия колдоговора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными
<*>.

Как вносим изменения в трудовой договор (контракт)

Как правило, изменения в трудовой договор (контракт) вносятся по соглашению сторон. Исключением являются случаи, когда изменение трудового договора (контракта) связано с изменением законодательства. Тогда согласие сторон на внесение изменений не требуется. Наниматель обязан привести трудовой договор (контракт) в соответствие требованиям законодательства <*>.

Таким образом, нанимателю необходимо привести в соответствие изменяющим нормам законодательства о труде все заключенные с работниками трудовые договоры (контракты), в которых упоминаются изменяемые нормы НПА.

В случае внесения изменений в законодательство, предполагающих безусловное внесение изменений в трудовой договор (контракт), наниматель:

— издает приказ (распоряжение) о внесении изменений в трудовой договор (контракт) с работником <*>.

Пример формулировки приказа:

«…В связи с изменением законодательства: вступлением в силу с 01.07.2021 Указа от 22.12.2020 N 482 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2019 N 948 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. N 475», на основании ч. 4 ст. 19, п. 9 ч. 1 ст. 55 Трудового кодекса Республики Беларусь

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Привести в соответствие требованиям действующего законодательства заключенные с работниками трудовые договоры (контракты) путем заключения дополнительных соглашений к ним.
2. Инспектору по кадрам А.С.Петровой в срок до 30.06.2021 подготовить проекты дополнительных соглашений к трудовым договорам (контрактам) работников.
…».

Наниматель должен ознакомить работника с приказом (распоряжением) под подпись;

— оформляет и подписывает дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту) и (или) трудовой договор (контракт) с работником в новой редакции.

Обратите внимание!
Изменения в трудовой договор (контракт) вступают в силу с той же даты, что и изменения в НПА.

На заметку
Как и трудовой договор (контракт), дополнительное соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, которые подписываются нанимателем и работником, при этом подписывается и нумеруется каждая страница <*>.

Пример 1 формулировки в дополнительном соглашении:

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N 2

к контракту от 01.10.2020 N 13

 22.02.2021                                                                                                           г. Минск

 Бюджетная организация «А» в лице директора Ильиной Станиславы Ивановны (далее — Наниматель), действующей на основании Устава, с одной стороны, и Петрина Жанна Васильевна (далее — Работник), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение N 2 к контракту от 01.10.2020 N 13 (далее — Соглашение) о нижеследующем:

1. Изложить пункт 5 контракта от 01.10.2020 N 13 (далее — Контракт) в следующей редакции:

«…5. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:

5.1. оклад в размере _______ (__________________________) руб. на день подписания настоящего Соглашения к Контракту;

5.2. надбавки:

— за работу по контрактной форме найма согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительной дисциплины» повышение оклада на ________процентов;

— за стаж работы в бюджетной организации ______________________________;

— за особенности профессиональной деятельности в соответствии с _______________________;

— за сложность и напряженность труда в соответствии с ___________;

5.3. доплаты:

— за работу в сельской местности______________________;

— за особый характер труда ___________________________;

5.4. премия при условии выполнения обязанностей, изложенных в пункте 3 Контракта, и в соответствии с Положением о премировании _____________________;

5.5. единовременная выплата на оздоровление из расчета _________оклада в соответствии с Положением_____________________;

5.6. иные выплаты, предусмотренные законодательством.

Впоследствии условия оплаты труда Работника изменяются в соответствии с законодательством о труде.

2. Условия Контракта, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.

3.  составлено в двух экземплярах – по одному для каждой из Сторон.

4. Соглашение вступает в силу с 1 июля 2021 г. и является неотъемлемой частью Контракта…».

Пример 2 формулировки в дополнительном соглашении:

«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ N 4

к контракту от 01.10.2019 N 43

22.02.2021                                                                                                           г. Минск

Бюджетная организация «Б» в лице директора Альбертович Евгении Станиславовны (далее — Наниматель), действующей на основании Устава, с одной стороны, и Жук Елена Васильевна (далее — Работник), с другой стороны, вместе именуемые Стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение N 4 к контракту от 01.10.2019 N 43 (далее — Соглашение) о нижеследующем:

1. Подпункты 7.2 – 7.4 пункта 7 контракта от 01.10.2019 N 43 (далее — Контракт) изложить в следующей редакции:

«7.2. премия при условии выполнения обязанностей, изложенных в пункте 4 Контракта, и в соответствии с Положением о премировании работников бюджетной организации «Б»;

7.3. единовременная выплата на оздоровление в соответствии с Положением ___________________ из расчета:

0,5 оклада — по 31 декабря 2021 г.;

1 оклада — с 1 января 2022 г.;

7.4. Надбавка за сложность и напряженность работы, которая устанавливается в зависимости от личного вклада работника в повышение эффективности деятельности бюджетной организации «Б» в соответствии с Положением об оплате труда работников.».

2. Дополнить подпункт 7.5 пункта 7 Контракта абзацем следующего содержания:

«- базовая доплата.».

3. Исключить из подпункта 7.6 пункта 7 абзац:

«за высокие достижения в труде;».

4. Условия Контракта, не затронутые настоящим Соглашением, остаются неизменными.

5. составлено в двух экземплярах – по одному для каждой из Сторон.

6. Соглашение вступает в силу с 1 июля 2021 г. и является неотъемлемой частью Контракта…».

На практике может возникнуть ситуация, когда работник отказывается подписывать ознакомление с приказом, дополнительное соглашение к трудовому договору (контракту). В таком случае нанимателю рекомендуется огласить при свидетелях содержание приказа, соглашения вслух. При этом наниматель также составляет акт, подтверждающий такой отказ (акт об отказе). В акте излагается, что работник отказался от подписания приказа, дополнительного соглашения, причины отказа (при их указании), а также что их содержание оглашено работнику вслух при свидетелях. Акт подписывается нанимателем и свидетелями. Дополнительное соглашение действует без подписи работника в соответствии с законодательством.

Как вносим изменения в ЛПА

ЛПА организации, как правило, подлежат изменению, если:

1) изменяются соответствующие акты законодательства либо принимаются новые, регулирующие соответствующие правоотношения;

2) наниматель по собственной инициативе либо по инициативе работников считает нужным их изменить, например, при возникновении производственной, организационной или иной необходимости.

ЛПА организации, в том числе и бюджетной, подлежат изменению в том же порядке, как они и принимались первоначально.

Как было упомянуто выше, в бюджетной организации уже разработаны и утверждены положения о премировании, осуществлении единовременной выплаты на оздоровление. Сведения о стимулирующих и компенсирующих выплатах, а также условия и порядок их осуществления, как правило, определяются не только в законодательстве, но и в ЛПА организации, например, в Положении об оплате труда работников или Положении о стимулирующих и компенсирующих выплатах.

Пример

Перечень работников спорта, которым устанавливается надбавка за специфику труда, конкретный размер и порядок ее выплаты определяются руководителями бюджетных организаций физической культуры и спорта <*>. Организацией спорта в таком случае может быть утвержден как отдельный перечень таких работников, так и разработано Положение о порядке выплаты надбавок и доплат либо такие сведения могут быть включены отдельным разделом в уже утвержденные ЛПА организации, например, Положение об оплате труда работников.

Поскольку соответствующие положения утверждаются руководителем бюджетной организации, то и изменения в них также должны быть ими утверждены.

Пример формулировки:

«УТВЕРЖДАЮ

Директор бюджетной организации «В»

Подпись И.И.Ильин

22.02.2021

Изменения и дополнения в Положение о премировании работников бюджетной организации «В»

(вступают в силу с 01.07.2021)…».

В связи с изменением норм законодательства, которые вступят в силу с 01.07.2021, следует внести изменения во все ЛПА организации, которые они затрагивают.

При необходимости значительного изменения ЛПА он может быть изложен (принят) полностью в новой редакции.

Обратите внимание!
Если ЛПА принимался по согласованию или при участии профсоюза, изменения вносятся также при соблюдении порядка учета мнения этого органа.

С изменением ЛПА работники также должны быть ознакомлены. Ознакомление с изменениями в ЛПА осуществляется теми же способами, что и с самим ЛПА.

Читайте этот материал в ilex >>*
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex.by

Рекомендуем посетить:
аудиториум «Трудовой кодекс – основные изменения»