IT-компаниям выгодно быть резидентами Парка высоких технологий (ПВТ), поскольку этот статус предоставляет ряд преимуществ. В том числе налоговых льгот и бухгалтерских послаблений. Декрет N 8 о развитии цифровой экономики продлил специальный правовой режим ПВТ до 1 января 2049 г., что еще более стимулирует субъектов хозяйствования вступить в ПВТ.

Резидент ПВТ = резидент Беларуси

Согласно Положению о ПВТ Резидентами ПВТ могут быть исключительно юрлица и ИП с местом нахождения в Беларуси, созданные в соответствии с ее законодательством <*>. Причем срок осуществления деятельности, субъектный состав участников (учредителей), размер уставного фонда и подобные факторы значения не имеют.

Иностранные субъекты, а также физлица — резиденты Беларуси претендовать на этот статус не могут. Следовательно, желающим его получить прежде всего необходимо в установленном порядке создать (учредить) субъект хозяйствования в нашей стране. При этом, определяясь с предполагаемым местонахождением при образовании юрлица, юридический адрес можно выбрать и за пределами территории ПВТ, поскольку его специальный правовой режим действует по принципу экстерриториальности <*>.

Далее в статье речь пойдет об условиях вступления в ПВТ именно юрлица. Какие конкретно шаги нужно предпринять, чтобы получить статус резидента ПВТ, — подскажет алгоритм.

Шаг 1. Определить деятельность по списку ПВТ

ПВТ создавался для развития сектора информационно-коммуникационных технологий. Поэтому деятельность, осуществляемая резидентами ПВТ, обязательно должна быть связана со сферой новых и высоких технологий.

Список видов деятельности, дающих основание стать резидентом ПВТ (далее — список ПВТ), установлен законодательством. Причем список этот открытый. То есть Наблюдательный совет ПВТ может определить в качестве таковых и иные виды деятельности.

Как правило, из списка ПВТ выбирают один или несколько видов деятельности, которые будут осуществлять, получив статус резидента ПВТ <*>.

На заметку
Впоследствии можно будет заниматься и другой деятельностью, не заявленной при регистрации, но при условии что Наблюдательный совет одобрит новый (дополнительный) бизнес-проект <*>.

Обратите внимание!
Резиденты ПВТ вправе получать выручку (доход) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, предоставления в пользование имущества и объектов интеллектуальной собственности. Но только если такая выручка (доход) получена при осуществлении деятельности (действий), разрешенной (разрешенных) для резидентов ПВТ <*>.

Шаг 2. Принять и оформить решение о вступлении в ПВТ

В каком порядке это делать — зависит от организационно-правовой формы IT-компании. В некоторых случаях особенности могут быть прописаны в учредительных документах.

Для примера возьмем ООО, созданное несколькими лицами.

Законодательство прямо не устанавливает, какой орган должен выносить решение о регистрации в качестве резидента ПВТ. По нашему мнению, целесообразно, чтобы его принимало общее собрание участников ООО (далее — общее собрание). Дело в том, что общее собрание — высший орган управления общества <*>. В его компетенции — наиболее весомые для организации вопросы. В их числе и выбор основных направлений деятельности, участие в объединениях юрлиц <*>. По сути, решение о вступлении в ПВТ можно отнести к выбору основного направления деятельности. То есть IT-компания выбирает работу в специальных, более благоприятных, чем общеустановленные, условиях с исполнением определенных обязательств, включая финансовые. Имеет резидентство ПВТ и некоторое сходство с участием в объединении юрлиц. В частности, с целью содействовать подготовке IT-кадров резиденты ПВТ могут совместно открывать учебные лаборатории на базе вузов.

На заметку
Полагаем, что уставом IT-компании решение вопроса о регистрации в качестве резидента ПВТ может относиться:
— либо к исключительной компетенции общего собрания <*>;
— либо к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) <*>.
Передать данный вопрос на решение исполнительному органу, в том числе директору, по нашему мнению, нельзя <*>.

На наш взгляд, будет нелишним, если общее собрание не только одобрит подачу документов на регистрацию в ПВТ, но и даст согласие на последующее заключение договора с администрацией ПВТ <*>. Если сделку признают крупной, такое согласие устранит риски, связанные с несоблюдением процедуры ее совершения.

Решение общего собрания фиксируют в соответствующем протоколе <*>.

На заметку
Если ООО состоит из одного участника, решение о вступлении в ПВТ принимает сам участник. В унитарном предприятии это прерогатива собственника имущества <*>.

Шаг 3. Подготовить документы для регистрации в ПВТ

Согласно Положению о ПВТ IT-компания, желающая зарегистрироваться в качестве резидента ПВТ, должна подготовить пакет документов <*>:

1) соответствующее заявление по установленной форме;

2) копии учредительного (-ых) документа (-ов) (например, устава) и свидетельства о госрегистрации юрлица. Их должен заверить руководитель IT-компании, проставив реквизит «Отметка о заверении копии». Реквизит включает слово «Верно», наименование должности руководителя, его подпись и расшифровку подписи, а также дату заверения <*>;

На заметку
Обычно отметку о заверении копии удостоверяют печатью юрлица. Но с 26 февраля 2018 г. в этом нет необходимости, если организация решила работать без печати <*>.

3) бизнес-проект, который планируется реализовывать, будучи резидентом ПВТ. Его форма тоже утверждена. В бизнес-проекте, в частности, надо указать:

— осуществляемый (планируемый к осуществлению) вид деятельности по списку ПВТ — один или несколько;

— конкретные мероприятия по осуществлению заявленной деятельности;

— предполагаемые результаты финансово-экономической деятельности.

Решение о создании бизнес-проекта выносится руководителем IT-компании: назначается руководитель разработки бизнес-проекта, определяется состав исполнителей, распределяются обязанности между ними и т.д. Форма такого решения не утверждена. Оно может быть устным либо письменным. Во втором случае оформляется распорядительный документ, например приказ.

На заметку
Для создания бизнес-проекта стоит собрать рабочую группу из числа руководителей и специалистов. Полномочия ее участников должны способствовать подготовке взаимоувязанных исходных данных.

Законодательство устанавливает:

— состав бизнес-проекта (титульный лист; основные разделы: «Резюме», «Характеристика юрлица и стратегия его развития», «Описание товаров (работ, услуг), имущественных прав, планируемых к выпуску в рамках реализации проекта», «Анализ рынков сбыта», «Текущие и планируемые результаты финансово-экономической деятельности», «План реализации проекта», «Инвестиционный план. Объемы инвестиций»; приложения);

— требования к содержанию основных разделов;

— ограничение по объему бизнес-проекта — не более 20 страниц без приложений.

На заметку
Расчеты в бизнес-проекте рекомендуется выполнять в белорусских рублях.

Шаг 4. Подать документы для регистрации в ПВТ и ожидать решения

Подготовленные документы IT-компания (заявитель) должна представить в администрацию ПВТ, причем копии устава, свидетельства о госрегистрации — с предъявлением оригиналов <*>. Взносы (пошлину) за регистрацию платить не надо.

Справочно
В какое структурное подразделение администрации ПВТ обратиться — см. на сайте ПВТ.

Документы для регистрации примут по описи. Ее копию с отметкой о принятии вручат заявителю <*>.

Если представить не все документы или документы, оформленные ненадлежащим образом, их возвратят в течение пяти рабочих дней. Срок отсчитывается со дня подачи <*>.

Изучив документы, администрация ПВТ даст заключение, целесообразно регистрировать IT-компанию в качестве резидента ПВТ или нет. Затем это заключение передадут в Наблюдательный совет ПВТ. А он уже примет решение о регистрации или об отказе в регистрации <*>.

В целом заявление о регистрации в качестве резидента ПВТ рассматривают не больше месяца со дня подачи документов <*>.

На заметку
В некоторых случаях срок рассмотрения заявления может быть увеличен. Например, его могут продлить, но не больше чем на 10 дней, если для принятия решения потребуется провести научно-техническую экспертизу представленных заявителем документов <*>.

Если решение Наблюдательного совета ПВТ:

— положительное — IT-компании нужно действовать в соответствии с шагом 5;

— отрицательное, т.е. в регистрации откажут, — IT-компания может обжаловать отказ в суде <*>.

На заметку
Решение об отказе в регистрации должны выдать в течение пяти рабочих дней со дня его принятия <*>.

Шаг 5. Заключить договор и осуществлять деятельность в качестве резидента ПВТ

Если Наблюдательный совет ПВТ принимает положительное решение, заявитель получает статус резидента ПВТ. А значит, администрация ПВТ <*>:

— заносит сведения о нем в соответствующий реестр;

— выдает ему свидетельство о регистрации — в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о регистрации в качестве резидента ПВТ <*>;

— информирует о регистрации госорганы статистики, ФСЗН, инспекцию МНС по месту постановки резидента ПВТ на учет.

На заметку
Полагаем, датой регистрации в качестве резидента ПВТ считается дата принятия соответствующего решения Наблюдательным советом ПВТ, т.е. дата протокола <*>.

Получив статус резидента ПВТ, IT-компания приобретает как льготы и преференции, так и некоторые обязанности. В частности, она должна <*>:

1) заключить с администрацией ПВТ договор об условиях деятельности резидента ПВТ (далее — договор) <*>. Его примерная форма определена Наблюдательным советом. В договоре, в частности, фиксируют права и обязанности сторон, сроки и условия предоставления резиденту имущества на территории ПВТ;

2) отчислять администрации ПВТ 1% от выручки (дохода), полученной (полученного) за предшествующий квартал при осуществлении видов деятельности по списку ПВТ. Срок, в течение которого надо производить отчисления, согласовывается в договоре. За его нарушение может быть установлена ответственность;

3) представлять в администрацию ПВТ:

— ежеквартально, не позже 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, — информацию о движении:

денег по счетам, открытым новоиспеченным резидентом ПВТ в иностранных банках (иных кредитно-финансовых организациях) за пределами Беларуси;

электронных денег по электронным кошелькам.

Об этом в установленные сроки нужно информировать и инспекцию МНС по месту постановки на учет;

— не позже 1 июля года, следующего за отчетным, — аудиторское заключение по результатам ежегодного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

— ежегодно до 1 февраля года, следующего за отчетным, — отчет об осуществляемой деятельности. Форму отчета определяет администрация ПВТ;

— по запросу администрации ПВТ — копии госстатотчетности, налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам), плательщиком которых является резидент ПВТ.

На заметку
Если IT-компания откажется исполнять данные обязанности, ее могут лишить статуса резидента ПВТ <*>.

Кадровику IT-компании на заметку

На работников резидентов ПВТ (кроме тех, кто обслуживает и охраняет помещения) тоже распространяется льготный режим. В частности:

— доходы, полученные от резидента ПВТ по трудовым договорам (контрактам), облагаются подоходным налогом по ставке 9% (а не по общеустановленной 13%) <*>;

— взносы в ФСЗН начисляются только на часть дохода, равную средней зарплате работников в Беларуси за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачивают взносы <*>.

Снижение сумм удержаний из зарплаты не является изменением существенных условий труда, а соответственно, не требует корректировки трудовых договоров (контрактов) <*>. Тем не менее проинформировать об этом своих работников стоит.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex