Процедуру вступления в Парк высоких технологий (ПВТ) регулирует Положение о ПВТ <*>. Вступивший в силу 28 марта 2018 г. Декрет № 8 эту процедуру не изменил. Ключевой особенностью стало только расширение сфер деятельности, которыми вправе заниматься резиденты ПВТ. Какие же этапы придется пройти компании, чтобы попасть в их ряды?

Этап 1. Оценка текущей деятельности на соответствие профилю ПВТ

Прежде чем принять решение вступить в ПВТ, компании нужно оценить, соответствует ли ее деятельность, бизнес-модель направлениям деятельности ПВТ, а также видам деятельности, разрешенным резидентам ПВТ.

Согласно п. 2 Положения о ПВТ резиденты ПВТ вправе:

  • экспортировать информационно-коммуникационные технологии, иные новые и высокие технологии, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в сфере таких технологий;
  • привлекать отечественные и иностранные инвестиции для развития сферы новых и высоких технологий;
  • разрабатывать и внедрять в Беларуси информационно-коммуникационные и иные новые и высокие технологии;
  • содействовать кадровому обеспечению инновационного развития национальной экономики, развивать образование в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • формировать институциональную среду, стимулирующую инновационную деятельность, в том числе содействовать развитию системы венчурного финансирования, развивать стартап-движение.

Перечень видов деятельности, которыми могут заниматься резиденты ПВТ, закрепляет п. 3 Положения о ПВТ. Заявителю нужно выбрать, чем он планирует заниматься. Это важный этап. Осуществлять виды деятельности хотя и разрешенные, но не заявленные при регистрации в качестве резидента ПВТ можно, только если Наблюдательный совет одобрит новый (дополнительный) бизнес-проект <*>.

Если в результате самоанализа будут выявлены непрофильные для ПВТ направления бизнеса, от них придется отказаться. Классическая ситуация – когда, помимо разработки программного обеспечения, компания продает компьютерное оборудование. В этом случае ей нужно, например, реорганизоваться и передать непрофильные виды деятельности новой компании.

Этап 2. Подготовка бизнес-проекта

Форму бизнес-проекта утвердило постановление Совмина от 27 марта 2006 г. № 403. Бизнес-проект должен содержать сведения о компании, ее истории и достижениях, стратегию развития в рамках ПВТ. Кроме того, необходимо указать виды деятельности, основные проекты (разработки), которые заявитель собирается осуществлять в статусе резидента ПВТ, описать бизнес-модель. Также целесообразно предусмотреть план конкретных мероприятий по его реализации.

Большое внимание в бизнес-проекте следует уделить расчетам результатов финансово-экономической деятельности (оборот компании, прогнозируемые показатели прибыли, рентабельности, численности штата и т.д.).

Безусловно, конкретный вид деятельности определяет специфику бизнес-проекта. Например, бизнес-проект компании, которая занимается разработкой мобильных приложений, будет отличаться от бизнес-проекта компании, которая планирует заниматься майнингом или оперированием криптоплатформы.

Пресс-служба Совмина 27 марта 2018 г. на официальном сайте разъяснила ряд требований, которые будут предъявляться к компаниям, чья сфера деятельности связана с цифровыми знаками (токенами) и криптовалютами.

В первую очередь такая деятельность должна соответствовать рекомендациям FATF <*>. Поэтому компании уже на стадии подготовки бизнес-проекта должны предусмотреть исчерпывающие меры, чтобы:

  • обеспечить выполнение международных обязательств Беларуси в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, выполнение рекомендаций FATF (в том числе порядок идентификации клиентов и т.д.);
  • предоставить достаточные гарантии финансовой устойчивости, меры и порядок финансового покрытия возможных рисков, возмещения потенциального ущерба, иные меры по защите прав и законных интересов клиентов – физических и юридических лиц;
  • обеспечить технологическую безопасность, включая защиту от кибератак, иного несанкционированного воздействия, аудит используемых информационных систем, возможность представлять отчетность о совершаемых операциях на систематической основе;
  • гарантировать надлежащую организацию всех управленческих и бизнес-процессов в рамках осуществляемого вида деятельности в соответствии с законодательством и лучшими примерами международной практики.

Этап 3. Подача документов в Администрацию ПВТ

Заявитель обязан представить в Администрацию ПВТ:

  • заявление по установленной форме <*>;
  • копию устава (учредительного договора, если это применимо);
  • копию свидетельства о госрегистрации;
  • бизнес-проект, который предполагает реализовать в качестве резидента ПВТ.

Для проектов, в которых используются цифровые знаки (токены), Администрация ПВТ может дополнительно затребовать заключение внешнего аудита, в том числе юридического <*>.

Копии документов должен заверить руководитель компании, для сверки предъявить оригиналы. Можно приложить и другие документы, указанные в бизнес-проекте (сертификаты соответствия и т.д.).

Администрация ПВТ принимает документы, составляет их опись. Копию описи с отметкой о дате приема документов вручает заявителю. Общий срок рассмотрения документов и принятия решения Наблюдательным советом не может превышать месяц со дня подачи <*>.

Этап 4. Рассмотрение документов

Администрация ПВТ рассматривает представленные документы и составляет заключение о целесообразности или нецелесообразности регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ. Затем передает документы вместе с заключением Наблюдательному совету.

Наблюдательный совет оценивает важность и значение бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий и выносит одно из следующих решений:

  • о регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ;
  • отказе в регистрации заявителя в качестве резидента ПВТ.

Основанием для отказа может стать <*>:

  • отрицательное заключение по итогам научно-технической экспертизы. Ее вправе назначить Наблюдательный совет, чтобы оценить технический потенциал бизнес-проекта, его инновационность. В экспертный совет привлекаются представители научных организаций, ученые и специалисты. Экспертиза продлевает срок рассмотрения документов, но не больше чем на 10 дней <*>;
  • решение Наблюдательного совета об отсутствии важности и значения бизнес-проекта для развития сферы новых и высоких технологий.

Решение об отказе в регистрации должно содержать аргументированные причины отказа. Его можно обжаловать в суде. Причем отказ не запрещает заявителю вновь обратиться за регистрацией.

Этап 5. Пострегистрационные действия

Если решение Наблюдательного совета положительное, сведения о новом резиденте вносятся в реестр резидентов ПВТ. Кроме того, заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения выдается свидетельство о регистрации резидента ПВТ.

В течение 5 дней Администрация ПВТ письменно должна уведомить о регистрации нового резидента органы государственной статистики, ФСЗН, инспекцию МНС по месту его постановки на учет.

Между резидентом и Администрацией ПВТ заключается договор об условиях деятельности. Его примерную форму определяет Наблюдательный совет. Это новшество Декрета № 8 – раньше примерную форму договора утверждал Совмин).