Рузова Ирина Владимировна,
юрист

1. Общая характеристика

Информационные системы подлежат государственной регистрации в силу требований Закона N 455-З.

Для государственных информационных систем такая регистрация является обязательной.

Негосударственные информационные системы могут быть зарегистрированы их собственниками (владельцами) на добровольной основе, если иное не установлено законодательными актами (ч. 5, 6 ст. 26 Закона N 455-З).

Справочно
Обязательная государственная регистрация, например, предусмотрена для информационных систем (в том числе негосударственных), посредством которых обеспечивается организация перевозок пассажиров автомобилями-такси (абз. 32 ч. 1 ст. 1 Закона N 278-З).

Правовую основу для государственной регистрации информационных систем помимо Закона N 455-З составляют следующие акты законодательства:

Положение о порядке государственной регистрации информационных систем, использования государственных информационных систем и ведения Государственного регистра информационных систем (далее — Положение N 673);

— единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — перечень N 156);

перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг (далее — перечень N 271);

постановление Минсвязи от 05.08.2009 N 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. N 51» (далее — постановление Минсвязи N 32).

2. Что такое информационная система

Исходя из определения, закрепленного в Законе N 455-З, под информационной системой понимается совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств (абз. 14 ст. 1).

Согласно международному стандарту ISO/IEC 2382:2015 информационная система представляет собой систему, предназначенную для хранения, поиска и обработки информации и включающую соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т.д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.

3. Разновидности информационных систем

Информационные системы могут быть классифицированы по различного рода критериям, в том числе:

— по уровням управления;

— степени автоматизации;

— характеру использования информации;

— сфере применения;

— способу организации и т.д.

Однако для целей государственной регистрации остановимся на делении информационных систем по характеру решаемых задач.

Так, в зависимости от характера решаемых задач информационные системы делятся на следующие виды:

— автоматизированные системы управления (организацией, технологическими процессами и т.д.);

— информационные системы ведения государственных информационных ресурсов;

— информационные системы информационного обеспечения определенного вида деятельности;

— информационные системы обеспечения банковской деятельности, в том числе проведения расчетов с юридическими и физическими лицами за предоставляемые услуги;

— географические информационные системы;

— системы автоматизированного проектирования;

— автоматизированные системы научных исследований;

— архивные информационные системы;

— автоматизированные обучающие системы;

— библиотечные информационные системы;

— информационные системы электронного документооборота;

— системы искусственного интеллекта;

— информационно-поисковые системы;

— другие информационные системы.

Справочно
Полный перечень видов информационных систем для целей государственной регистрации содержится в таблице 1 приложения к Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационной системы и формы свидетельства о государственной регистрации информационной системы (далее — Инструкция N 32).

4. Государственные и негосударственные информационные системы

Помимо приведенной выше классификации информационные системы подразделяются также на государственные и негосударственные информационные системы (ч. 2 ст. 25 Закона N 455-З).

Государственные информационные системы создаются в целях:

— представления общедоступной информации;

— обеспечения объективности, полноты и достоверности представляемой информации;

— оказания информационных услуг;

— оптимизации деятельности госорганов;

— обеспечения информационного обмена между госорганами, иными госорганизациями.

Примечание
Предоставление информационных или электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных системах, допускается только после их государственной регистрации (п. 5 Положения N 673).

Негосударственные информационные системы создаются физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения своих информационных потребностей или оказания информационных услуг (ч. 6 ст. 25 Закона N 455-З).

Порядок создания и использования негосударственных информационных систем определяется их собственниками или уполномоченными ими лицами (ч. 7 ст. 25 Закона N 455-З).

5. Для чего нужна государственная регистрация информационных систем

Целями государственной регистрации информационных систем являются (ч. 1 ст. 26 Закона N 455-З):

— создание единой системы учета информационных систем;

— обеспечение сохранности информационных систем;

— информирование госорганов, физических и юридических лиц об информационных системах в Республике Беларусь.

Справочно
По данным регистрации информационных систем Минсвязи не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных систем Республики Беларусь (п. 36 Положения N 673). Электронная версия каталога доступна на сайте Минсвязи.

6. Кто осуществляет государственную регистрацию информационных систем

Государственная регистрация информационных систем осуществляется Минсвязи посредством внесения сведений об информационных системах в Государственный регистр информационных систем (далее — регистр) (ч. 2 ст. 26 Закона N 455-З).

Функции по ведению регистра возложены на научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (НИРУП «ИППС»), которое является госорганизацией, подчиненной Минсвязи (п. 2 постановления Минсвязи N 32).

7. Кем подается заявление на государственную регистрацию информационной системы

Заявление на государственную регистрацию информационной системы может быть подано собственником либо владельцем информационной системы (п. 16 Положения N 673).

Справочно
Под собственником информационных систем понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными системами (абз. 29 ст. 1 Закона N 455-З).
Под владельцем информационных систем понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными системами в пределах и порядке, определенных их собственником (абз. 4 ст. 1 Закона N 445-З).

В отношении государственной регистрации государственной информационной системы заявление подается владельцем информационной системы, а негосударственной информационной системы — ее собственником (ч. 2 п. 2 Инструкции N 32).

Собственники (владельцы) информационных систем несут ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы (п. 20 Положения N 673).

8. Сроки подачи заявления на государственную регистрацию информационной системы

Заявление на регистрацию государственных информационных систем должно быть подано в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки информационной системы в постоянную эксплуатацию (ч. 1 п. 19 Положения N 673).

Заявление на регистрацию негосударственных информационных систем может быть подано на любом этапе эксплуатации таких систем (ч. 2 п. 19 Положения N 673).

9. Способы подачи заявления на государственную регистрацию информационной системы

Заявление на государственную регистрацию информационной системы может быть подано тремя способами:

1) посредством единого портала электронных услуг.

Доступ на указанный портал можно получить одним из следующих способов (п. 30 перечня N 271):

— с использованием уникального идентификатора (для ИП);

— при помощи личного ключа электронной цифровой подписи (для ИП и юрлиц);

2) через портал грис.бел.

Для авторизации на портале предусмотрено два варианта:

— при помощи личного ключа электронной цифровой подписи;

— с использованием логина и пароля;

Справочно
Подробную информацию о работе с порталом грис.бел можно получить на указанном ресурсе в разделе «Инструкция».
На сайте ipps.by в разделе «Проекты» можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению заявления на регистрацию информационной системы, а также с рядом иной справочной информации, касающейся государственной регистрации информационной системы.
Также есть возможность предварительно согласовать направляемую заявку. Для этого предлагается направить заполненную форму по электронной почте RegRes@ipps.by.

3) на бумажном носителе.

В этом случае заявление должно быть подписано руководителем организации или ИП и официально направлено в НИРУП «ИППС» с сопроводительным письмом по адресу: 220013 г. Минск, ул. Беломорская, 18.

Справочно
Форма заявления на государственную регистрацию информационной системы установлена в приложении 3 к постановлению Минсвязи N 32.

10. Сроки и стоимость государственной регистрации информационной системы

Принимая во внимание, что государственная регистрация информационной системы является административной процедурой, сроки ее осуществления и стоимость определены в перечне N 156.

Так, государственная регистрация информационной системы осуществляется в течение 15 календарных дней.

За осуществление государственной регистрации информационной системы плата не взимается (п. 4.11 перечня N 156).

11. Условия государственной регистрации информационной системы

До принятия решения о государственной регистрации информационной системы оценивается соблюдение следующих условий (п. 22 Положения N 673):

1) соответствие информационной системы заявленным характеристикам и требованиям, установленным Положением N 673;

2) регистрация всех информационных ресурсов, содержащихся в информационной системе.

12. Свидетельство о государственной регистрации информационной системы

В случае принятия положительного решения о государственной регистрации информационной системы заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации информационной системы (далее — свидетельство).

В свидетельстве отражается следующая информация (п. 16 Инструкции N 32):

— дата выдачи свидетельства и его номер;

— наименование информационной системы;

— сведения о собственнике (владельце) информационной системы;

— объект регистрации (создание или изменение информационной системы);

— дата государственной регистрации информационной системы.

Справочно
Форма свидетельства установлена в приложении 4 к постановлению Минсвязи N 32.

Плата за выдачу свидетельства не взимается. Срок действия для свидетельства не установлен, т.е. оно будет действовать бессрочно.

В случае если заявление о государственной регистрации информационной системы подавалось через единый портал электронных услуг, после принятия положительного решения свидетельство будет доступно в электронном виде в личном кабинете пользователя. При желании свидетельство можно также заказать в бумажном виде и получить его по почте.

13. Внесение сведений об информационной системе в регистр

После принятия решения о государственной регистрации информационной системы информация об этой системе включается в регистр.

В регистре, в частности, отражается следующая информация (п. 31 Положения N 673):

— о составе и назначении зарегистрированных информационных систем;

— о собственниках (владельцах) информационных систем;

— условия использования содержащейся в информационных системах информации;

— способы доступа к информации, содержащейся в информационных системах.

Справочно
По состоянию на 10.08.2021 в регистре зарегистрировано 354 информационные системы (в 2021 году — 24 информационные системы).
Сведения, содержащиеся в регистре, доступны на портале грис.бел.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex