Рузова Ирина Владимировна,
юрист

1. Общая характеристика

Государственная регистрация информационных ресурсов предусмотрена Законом N 455-З.

Для государственных информационных ресурсов такая регистрация является обязательной.

Собственники (владельцы) негосударственных информационных ресурсов могут зарегистрировать свои информационные ресурсы в добровольном порядке, если иное не установлено законодательными актами (ч. 5, 6 ст. 24 Закона N 455-З).

В качестве правовой основы для государственной регистрации информационных ресурсов помимо Закона N 455-З выступают следующие НПА:

Положение о порядке государственной регистрации информационных ресурсов и ведения Государственного регистра информационных ресурсов (далее — Положение N 673);

— единый перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — перечень N 156);

перечень административных процедур, подлежащих осуществлению в электронной форме через единый портал электронных услуг (далее — перечень N 271);

постановление Минсвязи от 05.08.2009 N 32 «О некоторых вопросах государственной регистрации информационных ресурсов и информационных систем и о признании утратившим силу постановления Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 28 ноября 2007 г. N 51» (далее — постановление Минсвязи N 32).

2. Что такое информационный ресурс

Законом N 455-З информационные ресурсы определяются как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах (абз. 19 ст. 1).

Если раскрыть это определение и сформулировать его простым языком, то под информационными ресурсами понимается информация (текстовая, графическая,

аудио-, видео- и др.), представленная в форме, рассчитанной на хранение (электронные и бумажные документы, книги, фильмы и др.), накопление, обработку и представление пользователям, деятельность которых связана с построением и применением знаний (в науке, образовании, экономике и др.).

Справочно
Определение «информационные ресурсы» содержится в Большой российской энциклопедии.

3. Разновидности информационных ресурсов

По типам информационные ресурсы подразделяются:

— на базы данных на веб-сайтах и электронных носителях (библиографические, фактографические, лексикографические, текстовые, гипертекстовые и др.);

— электронные издания (научные статьи, художественные произведения, произведения искусства и др.) и их коллекции;

— коллекции электронных документов (электронные библиотеки, электронные музеи, галереи и др.);

— хранилища данных;

— базы знаний;

— экспертные системы;

— электронные карты (массивы геоданных);

— веб-сайты организаций, содержащие общие сведения об информационных ресурсах, в том числе о выпускаемых изданиях, базах данных, массивах конструкторских документов и т.п.;

— тематические веб-сайты, содержащие данные по конкретным тематическим направлениям.

Справочно
Полный перечень типов информационных ресурсов содержится в приложении 1 к Инструкции о порядке заполнения формы заявки на государственную регистрацию информационного ресурса и формы свидетельства о государственной регистрации информационного ресурса (далее — Инструкция N 32).

В зависимости от содержания информационные ресурсы подразделяются на следующие типы:

— мультимедийные системы, содержащие комбинацию текста, графики, звуко- и видеоинформации или отдельные их компоненты, а также специальное или типовое программное обеспечение, в том числе:

компьютерные игры;

изображения (тематические сборники фотографий, рисунков, пиктограмм и т.п.);

видео (кино- и видеофильмы, клипы и т.п.);

аудио (музыкальные произведения, песни, их сборники и т.п.);

презентации;

— обучающие системы;

— информационно-поисковые и справочные системы (научно-технические, консультационные информационно-поисковые системы, телефонные справочники, городские справочные системы и т.п.).

4. Государственные и негосударственные информационные ресурсы

Помимо приведенной выше классификации информационные ресурсы подразделяются также на государственные и негосударственные информационные ресурсы (ч. 1 ст. 23 Закона N 455-З).

Государственные информационные ресурсы формируются или приобретаются за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, а также средств государственных юрлиц (абз. 6 ст. 1 Закона N 455-З).

По своей структуре государственные информационные ресурсы подразделяются (п. 3 Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов):

— на базовые (предназначены для общего использования всеми субъектами информационных отношений в пределах предоставленных им полномочий или прав);

— республиканские (создаются республиканскими органами государственного управления при реализации ими своих полномочий);

— региональные (территориальные) (создаются местными исполнительными и распорядительными органами при реализации ими своих полномочий).

Негосударственные информационные ресурсы создаются физическими и юридическими лицами в целях удовлетворения своих информационных потребностей.

Порядок формирования негосударственных информационных ресурсов определяется собственниками таких ресурсов самостоятельно (ч. 3 ст. 23 Закона 455-З).

5. Для чего нужна государственная регистрация информационных ресурсов

Целями государственной регистрации информационных ресурсов являются (ч. 1 ст. 24 Закона N 455-З):

— создание единой системы учета и сохранности информационных ресурсов;

— создание условий для передачи информационных ресурсов на государственное архивное хранение;

— информирование госорганов, физических и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов в Республике Беларусь.

Справочно
По данным регистрации информационных ресурсов Минсвязи не реже одного раза в год издает информационный бюллетень (каталог) информационных ресурсов Республики Беларусь (п. 26 Положения N 673). Электронная версия каталога доступна на сайте Минсвязи.

6. Кто осуществляет государственную регистрацию информационных ресурсов

Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется Минсвязи посредством внесения сведений об информационных ресурсах в Государственный регистр информационных ресурсов (далее — регистр) (ч. 2 ст. 24 Закона N 455-З).

Функции по ведению регистра возложены на научно-инженерное республиканское унитарное предприятие «Институт прикладных программных систем» (НИРУП «ИППС»), которое является госорганизацией, подчиненной Минсвязи (ч. 1 п. 6 Положения N 673).

7. Кем подается заявление на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на государственную регистрацию информационного ресурса может быть подано собственником либо владельцем информационного ресурса (п. 7 Положения N 673).

Справочно
Под собственником информационных ресурсов понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами (абз. 29 ст. 1 Закона N 455-З).Под в
ладельцем информационных ресурсов понимается субъект информационных отношений, реализующий права владения, пользования и распоряжения информационными ресурсами в пределах и порядке, определенных их собственником (абз. 4 ст. 1 Закона N 445-З).

В отношении государственной регистрации государственного информационного ресурса заявление подается владельцем информационного ресурса, а негосударственного информационного ресурса — собственником информационного ресурса (юрлицо или ИП) (ч. 2 п. 2 Инструкции N 32).

Собственники (владельцы) информационных систем несут ответственность за полноту и достоверность сведений, указанных в заявлениях о регистрации информационной системы (п. 10 Положения N 673).

8. Сроки подачи заявления на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на регистрацию государственных информационных ресурсов должно быть подано в течение трех месяцев с даты подписания акта приемки в постоянную эксплуатацию информационной системы, в состав которой входит информационный ресурс (ч. 1 п. 9 Положения N 673).

Заявление на регистрацию негосударственных информационных ресурсов может быть подано на любом этапе эксплуатации таких ресурсов (ч. 2 п. 9 Положения N 673).

9. Способы подачи заявления на государственную регистрацию информационного ресурса

Заявление на государственную регистрацию информационного ресурса может быть подано тремя способами:

1) посредством единого портала электронных услуг.

Доступ на указанный портал можно получить одним из следующих способов (п. 30-1 перечня N 271):

— с использованием уникального идентификатора (для ИП);

— при помощи личного ключа электронной цифровой подписи (для ИП и юрлиц);

2) через портал грис.бел.

Для авторизации на портале предусмотрено два варианта:

— при помощи личного ключа электронной цифровой подписи;

— с использованием логина и пароля;

Справочно
Подробную информацию о работе с порталом грис.бел можно получить на указанном ресурсе в разделе «Инструкция».
На сайте ipps.by в разделе «Проекты» можно ознакомиться с рекомендациями по заполнению заявления на регистрацию информационного ресурса, а также с рядом иной справочной информации, касающейся государственной регистрации информационного ресурса.
Также есть возможность предварительно согласовать направляемую заявку. Для этого предлагается направить заполненную форму на электронную почту: RegRes@ipps.by.

3) на бумажном носителе.

В этом случае заявление должно быть подписано руководителем организации или ИП и официально направлено в НИРУП «ИППС» с сопроводительным письмом по адресу: 220013 г. Минск, ул. Беломорская, 18.

Справочно
Форма заявления на государственную регистрацию информационного ресурса установлена в приложении 1 к постановлению Минсвязи N 32.

10. Сроки и стоимость государственной регистрации информационного ресурса

С учетом того что государственная регистрация информационного ресурса является административной процедурой, сроки ее осуществления и стоимость определены в перечне N 156.

Так, государственная регистрация информационного ресурса осуществляется в течение 15 календарных дней.

За осуществление государственной регистрации информационного ресурса плата не взимается (п. 4.12 перечня N 156).

11. Условия государственной регистрации информационного ресурса

До принятия решения о государственной регистрации информационного ресурса оценивается соблюдение следующих условий (п. 12 Положения N 673):

1) соответствие информационных ресурсов фактическим и формальным характеристикам (признакам) информационных ресурсов и требованиям Положения о составе государственных информационных ресурсов, порядке их формирования и пользования документированной информацией из государственных информационных ресурсов);

2) отсутствие аналогичных зарегистрированных и эксплуатируемых информационных ресурсов.

12. Свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса

В случае принятия положительного решения о государственной регистрации информационного ресурса заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации информационного ресурса (далее — свидетельство).

В свидетельстве отражается следующая информация (п. 11 Инструкции N 32):

— дата выдачи свидетельства и его номер;

— наименование информационного ресурса;

— сведения о собственнике (владельце) информационного ресурса;

— сведения о разработчике, авторе (соавторах) информационного ресурса;

— дата государственной регистрации информационного ресурса.

Справочно
Форма свидетельства установлена в приложении 2 к постановлению Минсвязи N 32.

Плата за выдачу свидетельства не взимается. Срок действия для свидетельства не установлен, т.е. оно будет действовать бессрочно.

В случае если заявление о государственной регистрации информационного ресурса подавалось через единый портал электронных услуг, после принятия положительного решения свидетельство будет доступно в электронном виде в личном кабинете пользователя. При желании свидетельство можно также заказать в бумажном виде и получить его по почте.

Примечание
Предоставление информационных и (или) электронных услуг на основе информации, содержащейся в государственных информационных ресурсах, допускается только после их государственной регистрации (п. 5 Положения N 673).
Датой готовности государственного информационного ресурса к оказанию на его основе информационных и (или) электронных услуг является дата выдачи свидетельства (п. 18 Положения N 673).

13. Внесение сведений об информационном ресурсе в регистр

После принятия решения о государственной регистрации информационного ресурса информация об этом ресурсе включается в регистр.

В регистре, в частности, отражается следующая информация (ч. 1 п. 4 Положения N 673):

— о составе и назначении зарегистрированных информационных ресурсов;

— о собственниках (владельцах) информационных ресурсов;

— условия использования содержащейся в информационных ресурсах информации;

— способы доступа к информации, содержащейся в информационных ресурсах.

Справочно
По состоянию на 10.08.2021 в регистре зарегистрировано 25 249 информационных ресурсов (в 2021 году — 2 255 информационных ресурсов).
Сведения, содержащиеся в регистре, доступны на портале грис.бел по адресу: грис.бел/app/registerIR.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex