Решая вопрос об уплате налогов и представлении деклараций (расчетов) по налогам, следует учитывать фактические правовые и экономические последствия, связанные с пренебрежением обязанностями плательщиков. Рассмотрим их в материале.

Обязанность плательщика подать декларацию (расчет) по соответствующим налогам, сборам в определенный срок установлена НК

Налоговые обязательства определяются самим плательщиком ежемесячно либо ежеквартально и отражаются в налоговых декларациях (расчетах), которые плательщик обязан подать в налоговый орган в строго установленный срок. Как правило, это 20-е число месяца, следующего за отчетным, или месяца, следующего за соответствующим кварталом. Также это может быть ближайший рабочий день, в случае когда 20-е число приходится на выходной и (или) нерабочий государственный праздник (ч. 7 ст. 4, ст. 40, п. 1 ст. 136, п. 6 ст. 186, п. 1 ст. 332 НК).

Налоговые декларации подаются в своем подавляющем большинстве в электронном виде посредством электронного сервиса EDeclaration. Налоговые декларации (расчеты) по установленным форматам в виде электронного документа обязаны представлять (п. 3, ч. 1 п. 4 ст. 40 НК):

— организации (за некоторым исключением);

— ИП, являющиеся плательщиками НДС.

Требование о представлении деклараций только в виде электронного документа не распространяется (ч. 2 п. 3, ч. 1, 2 п. 4 ст. 40 НК):

— на некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;

— иностранные организации, не осуществляющие деятельность, которая согласно ст. 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;

— организации, в отношении которых в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) применяются процедуры экономической несостоятельности (банкротства), за исключением процедуры санации;

— организации, находящиеся в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

— физлиц (в том числе ИП, не являющихся плательщиками НДС).

Если представление декларации (расчета) в формате электронного документооборота по каким-то объективным причинам невозможно. Например, недоступность портала МНС или единого портала электронных услуг ОАИС (в том числе из-за отсутствия электропитания и (или) выхода из строя оборудования (его части)) либо недостаточность ресурсов порталов, в связи с ошибками программного обеспечения порталов или недоступностью и (или) отсутствием каналов связи с этими порталами, включая недостаточность ширины каналов связи с ними. Причиной невозможности подать декларацию в электронном формате может быть невозможность подписать налоговую декларацию в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой связи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком ЭЦП. В таких случаях срок представления налоговой декларации продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым плательщик не может ее представить (п. 8 ст. 27 НК).

Обратите внимание!
До 01.01.2022 вышеназванные причины позволяли плательщику подать налоговую декларацию в письменной форме (
ч. 3 п. 4 ст. 40 НК (в ред. Закона Республики Беларусь от 29.12.2020 N 72-З), Регламент предоставления налоговой услуги по приему налоговых деклараций (расчетов), предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями). Однако на 01.01.2022 перечисленные причины больше не являются основанием для подачи декларации в письменной форме.

Вместе с тем сложно полностью исключить возможность сбоев в работе электронных сервисов, включая EDeclaration. Следовательно, при возникновении каких-либо сбоев в работе электронного сервиса (например, в последний день срока подачи декларации) можно и нужно будет, по мнению автора, подать декларацию на бумажном носителе, чтобы исполнить обязательство в срок, установленный законодательством. Данный способ предоставления налоговой отчетности установлен ст. 27 НК, нормы которой регламентируют общий порядок взаимодействия налоговых органов и плательщика. Так, при представлении документов и (или) информации в письменной форме плательщиками, обязанными в соответствии с НК представлять документы и (или) информацию по установленным форматам в виде электронного документа, такие документы и (или) информация не считаются представленными, за исключением случаев, когда их представление невозможно в связи с недоступностью портала МНС, являющегося информационным ресурсом этого Министерства, единого портала электронных услуг ОАИС, ошибками программного обеспечения порталов, невозможностью подписать документы и (или) информацию в связи с недоступностью зарубежного оператора сотовой подвижной электросвязи и (или) в связи с отсутствием доставки им сообщения, необходимого для использования плательщиком ЭЦП. При наступлении таких случаев срок представления документов и (или) информации продлевается на время, необходимое для устранения причин, по которым плательщик не может их представить, если иное не определено НК (п. 8 ст. 27 НК).

Однако, скорее всего, подача декларации на бумажном носителе даже в таком случае потребует доказывания законности и обоснованности ваших действий. Поскольку, как правило, налоговые декларации представляются не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, это означает, что у плательщика есть как минимум 20 дней для составления и подачи декларации к установленному сроку. Соответственно, потребуется объяснить, почему декларация подана не по установленному формату электронного документа. Поэтому удобнее не оставлять на последний день подачу декларации.

При этом физлицом (в том числе ИП) налоговая декларация может представляться в письменной форме в налоговый орган независимо от места постановки на учет или в электронном виде через личный кабинет плательщика (ч. 2 п. 3 ст. 40 НК).

Соблюдение плательщиками обязанности представлять декларации (расчеты) в установленный срок обеспечивается следующими мерами:

1) административной ответственностью.

Так, нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета), в том числе совершенное должностным лицом юрлица, влечет наложение штрафа в размере (ч. 1 — 3 ст. 14.2 КоАП):

— до 1 БВ — на должностное лицо организации при просрочке не более 3 рабочих дней;

— от 2 до 10 БВ — на должностное лицо организации при просрочке более 3 рабочих дней;

— от 0,5 до 10 БВ — на ИП, если просрочка составила более 30 рабочих дней и при наличии суммы налога, подлежащей уплате, или при отсутствии сумм налога к уплате, но при просрочке более 12 месяцев;

Обратите внимание!
Административная ответственность налагается в отношении должностных лиц организации и ИП. В отношении самой организации административная ответственность не применяется (ст. 14.2 КоАП).

2) приостановлением расходных операций по счетам плательщика.

В качестве обеспечительной меры своевременного представления плательщиком декларации (расчета) налоговые органы наделены правом приостановления расходных операций по счетам плательщика (подп. 1.2 ст. 54, подп. 2.2 ст. 56, подп. 1.2 ст. 107 НК).

Обратите внимание!
В отношении нормы подп. 2.2 ст. 56 НК не применяются основания, по которым налоговый орган может сразу не приостанавливать расходные операции по счетам плательщика, как это предусмотрено ч. 2 подп. 2.1 ст. 56 НК. Это означает, что даже если плательщик всегда вовремя подавал налоговые декларации (расчеты), то это никак не повлияет на решение о приостановлении расходных операций по счетам в конкретный момент неисполнения этой обязанности.

Своевременная уплата налогов, сборов, пошлин

Сроки уплаты соответствующих налогов, сборов, пошлин установлены нормами Особенной части НК и обеспечиваются как нормами НК, так и нормами КоАП.

Установлены способы обеспечения исполнения налогового обязательства или уплаты налогов, сборов. Смотрим, какие это меры (ст. 54 НК):

— пени;

— приостановление операций по счетам, электронным кошелькам;

— арест имущества;

— залог имущества;

— поручительство;

— банковская гарантия.

Пени начинают начисляться со дня, следующего за установленным налоговым законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства. То есть если срок уплаты налога приходится на 22-е число месяца, то с 23-го числа начисляются пени. Пени определяются в процентах от неисполненного налогового обязательства с учетом процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Нацбанка, действовавшей в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства (ч. 2 п. 2, п. 4 ст. 55 НК).

Приостановление расходных операций по счетам плательщика

Обратите внимание!
Если плательщик в течение 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором допущена задолженность (ч. 2 подп. 2.1 ст. 56 НК):
— исполнял налоговые обязательства в установленные законодательством сроки, — решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее 10 рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления уточненной налоговой декларации (расчета);
— не допускал задолженность на каждое 1-е число месяца, следующего за отчетным месяцем, — решение о приостановлении операций по его счетам, электронным кошелькам принимается не ранее 5 рабочих дней, следующих за датой, установленной законодательством для уплаты налогов, сборов (пошлин), или днем представления уточненной налоговой декларации (расчета).

Расходные операции по счетам плательщика и (или) его электронным кошелькам приостанавливаются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. Данное решение доводится до банка не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем его принятия, и подлежит безусловному исполнению банком (п. 4 ст. 56 НК).

Порядок получения банками из АИС «Взаимодействие» информации о приостановлении (отмене приостановления) операций плательщиков по счетам определяется Совмином (ч. 2 п. 9 ст. 56 НК).

Обратите внимание!
При наличии решения о приостановлении операций плательщика по счетам, электронным кошелькам банки не вправе открывать плательщику счета, электронные кошельки, за исключением счетов по учету средств ФСЗН (ч. 1 п. 9 ст. 56 НК).

Арест имущества плательщика

Арест имущества заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им, а при необходимости — в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (залогодателю, поручителю) (их представителю) или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества (ч. 3 п. 1 ст. 57 НК).

Основаниями для ареста имущества могут быть (п. 2 ст. 57 НК):

— неисполнение плательщиком налогового обязательства в установленные сроки;

— неуплата пеней.

Решение о наложении ареста на имущество плательщика (залогодателя, поручителя) принимается руководителем (его заместителем) налогового органа в виде постановления о наложении ареста на имущество (ч. 2 п. 1 ст. 57 НК).

Обратите внимание!
Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо, достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства, уплату пеней, если иное не установлено НК. В случае наличия у плательщика (залогодателя, поручителя) неделимого имущества, стоимость которого превышает сумму неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, и отсутствия иного имущества, достаточного для обеспечения его исполнения, на такое имущество может быть наложен арест. Имущество и предметы, не подлежащие аресту, предусмотрены перечнем имущества, на которое не может быть наложен арест (п. 3 ст. 57 НК).

Плательщик, своевременно не уплативший налог, сбор, может использовать с согласия налогового органа залог, поручительство или банковскую гарантию в качестве способов обеспечения исполнения налогового обязательства (подп. 3.1 ст. 54, подп. 1.4 ст. 107 НК).

Своевременная уплата налогов обеспечивается мерами административной ответственности

Так, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) влекут наложение штрафа в размере (ч. 1 ст. 14.4 КоАП):

— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 2 БВ — на ИП;

— 40% от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее 10 БВ — на юрлицо.

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юрлица по неосторожности и выявленные в результате камеральных проверок, влекут наложение штрафа в размере от 2 до 8 БВ (ч. 2 ст. 14.4 КоАП).

Подведем итоги:

1) 20-го числа не подана налоговая декларация (расчет) о текущих налогах, сборах, пошлинах:

— приостанавливаются расходные операции по счетам и электронным кошелькам;

— применяются меры административной ответственности к должностным лицам и ИП (не применяются к организации);

2) 22-го числа не уплачены текущие налоги:

— приостанавливаются расходные операции по счетам и электронным кошелькам;

— применяются меры административной ответственности в отношении организации и ИП;

— применяются меры административной ответственности в отношении должностного лица организации;

— с 23-го числа начисляются пени;

3) если портал МНС, единый портал электронных услуг ОАИС недоступны, то, по мнению автора, налоговую декларацию (расчет) придется подавать на бумажном носителе. В этом случае применение мер административной ответственности, установленных ст. 14.2 КоАП, будет зависеть от наличия в действиях конкретного плательщика или его должностного лица вины, так как вина является важнейшим элементом состава административного правонарушения, без наличия которого отсутствует сам состав.

Вместе с тем приостановление расходных операций по счетам и электронным кошелькам плательщиков, которые несвоевременно произвели уплату текущих налогов, может быть применено налоговым органом автоматически после введения данных в базы налогового учета на основании декларации (расчета), поданной на бумажном носителе, если к этому моменту налоги не будут уплачены в бюджет.