Учетная политика — это совокупность способов организации и ведения бухучета, принятая в организации (абз. 22 ст. 1 Закона N 57-З).

Она разрабатывается на основании принципов бухучета и отчетности.

В учетной политике необходимо закрепить следующие аспекты.

1. План счетов бухучета (рабочий план счетов). Он должен содержать полный перечень счетов, включая субсчета, аналитические и забалансовые счета, необходимых для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе типового плана счетов. Делается это путем уточнения содержания приведенных в нем отдельных субсчетов, их исключения или объединения, а также ввода дополнительных субсчетов (абз. 3 п. 4 ст. 9 Закона N 57-З, ч. 1, 3 п. 3 Инструкции N 50).

Обратите внимание!
Для введения дополнительных счетов (с использованием их свободных номеров) необходимо предварительное согласование с Минфином (ч. 2 п. 3 Инструкции N 50).

2. Разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов (ПУД). Если организация в неизменном виде использует формы ПУД, утвержденные республиканскими органами государственного управления, в учетной политике достаточно указать на факт их использования.

Однако организация может добавлять в установленные формы дополнительные реквизиты либо применять документы, форма которых законодательно не определена. В такой ситуации нужно закрепить в учетной политике применяемые документы и приложить к ней разработанные формы. Обязательные к применению формы первичных учетных документов в учетной политике не отражаются.

3. Применяемую организацией форму бухучета. Она может быть автоматизированной, журнально-ордерной, мемориально-ордерной либо комбинированной.

4. Порядок проведения инвентаризаций активов и обязательств организации. Случаи, когда проведение инвентаризации является обязательным, в учетной политике можно не отражать, важно закрепить порядок проведения инвентаризации для ситуаций, когда она проводится по решению руководства организации, например в виде графика проведения инвентаризации активов и обязательств организации с указанием сроков (порядка их определения) и условий проведения, перечня проверяемых активов и обязательств и т.д. (ч. 2, 3 п. 8 Инструкции N 180).

5. Применяемые организацией виды учетной оценки.

6. Иные способы организации и ведения бухучета.

К ним можно отнести способы группировки фактов хозяйственной деятельности, применения счетов бухучета, организации документооборота и др.

К слову, на сегодняшний день действуют лишь несколько актов законодательства, которые могут повлиять на учетную политику 2023 г. Например, в этом году принято постановление Совмина от 09.06.2022 N 380, в котором предусмотрена возможность не начислять в 2023 г. амортизацию по основным средствам и НМА, участвующим в предпринимательской деятельности. Кроме того, с 01.01.2023 вступает в силу новая редакция Закона о бухучете, которой предусмотрено использование ПУД и регистров бухучета в электронном виде (п. 6 ст. 10, п. 4 ст. 11 Закона N 57-З).

Отметим, что в учетной политике — 2023 нужно будет учесть и новые нормы НК. Однако пока этот документ еще не принят.