Беларусь вслед за Россией в условиях западных санкций взяла на вооружение принципы «френдшоринга» создания цепочек поставок с союзниками. Однако законодателями моды в этом плане являются США, которые начали кампанию по построению торговых цепочек из «дружественных» стран на фоне желания избавиться от большой зависимости от Китая. Аналитики считают, что такой подход в большинстве случаев имеет больше минусов, чем плюсов. Первым негативным результатом станет рост цен на товары.

Как возник «френдшоринг»?

На глобальные цепочки поставок в 2020 году приходилось порядка половины мировой торговли. В частности, снижение пошлин и транспортных издержек позволило компаниям производить товары там, где это дешевле всего. Поэтому многие транснациональные корпорации переносили промышленное производство в развивающиеся страны.

Однако в последние годы глобальные цепочки стали демонстрировать свою уязвимость. На это повлиял ряд факторов: киберугрозы, торговая война США и Китая, пандемия, военный конфликт России и Украины.

В апреле 2022 года глава Минфина США Джанет Йеллен призвала строить цепочки производства и торговли из «дружественных» стран. Такой подход получил название «френдшоринга», то есть ограничение внешней торговли ключевыми комплектующими исключительно теми странами, которые разделяют схожие ценности и с которыми риск конфликтов минимален. Это, по сути, стало альтернативой подходу, где бизнес распределяет операции по странам, исходя из соображений эффективности, а не национальной безопасности.

— Давайте развивать и углублять экономическую интеграцию и эффективность, которую она приносит, на условиях, которые лучше подходят для американских работников. И давайте делать это со странами, на которые мы точно можем рассчитывать. Отдавая предпочтение политике «дружественной поддержки» цепочек поставок в большом количестве надежных стран, мы снизим риски для нашей экономики, а также для надежных торговых партнеров, — заявила Йеллен.

Еще до этого США начали кампанию по построению торговых цепочек из «дружественных» стран на фоне желания избавиться от большой зависимости от Китая. Американская администрация приняла серию законопроектов, направленных на то, чтобы стимулировать производителей закупать материалы у союзников США в секторах, связанных с полупроводниками, критическими минералами и аккумуляторными батареями. В качестве партнеров были названы Индия и Вьетнам.

«Слишком долгое время страны по всему миру были чрезмерно зависимы от рискованных стран или одного источника критически важных ресурсов», — сказала Йеллен в ноябре 2022 года, имея в виду зависимость от Китая и России.

Есть ли польза от торговли по дружбе?

В отличие от оптимизации поставок в условиях свободного рынка, френдшоринг, предполагающий ограничение свободы торговли, сопряжен с ростом издержек, пишет «Эконс» со ссылкой на исследование Европейского банка реконструкции и развития.  Экономисты ЕББР создали модель поляризованного мира с двумя блоками стран – страна входит в тот или иной блок в зависимости от того, как голосовала в марте 2022 году по резолюции ООН в отношении конфликта в Украине. В первый блок вошли США, страны ЕС, Австралия, Япония, Южная Корея, страны Латинской Америки, во второй – Китай, Индия, Россия, Казахстан, ЮАР, страны Юго-Восточной Азии. Участники каждого из блоков торгуют преимущественно между собой.

Источник — https://ru.freepik.com/

Модель френдшоринга предполагает, что торговля между двумя блоками связана с высокими (почти запретительно высокими) издержками. Исследователи смоделировали два варианта роста торговых издержек для продукции всех индустрий в обоих блоках – за счет роста тарифов (тогда часть стран получает от них доход) и транспортных и нетарифных издержек (которые не генерируют доход ни для одной страны) на 20%. В первом случае страны теряют совокупно до 2,3% мирового ВВП, во втором – до 4,6%, или порядка 4,6 трлн долларов в ценах 2022 года.

По оценке авторов, экономические издержки френдшоринга оказываются выше, чем в случае введенных в 2022 году санкций против России и коронавирусных локдаунов в Китае: в обоих случаях есть страны, которые несколько выигрывают (менее чем 0,5% реального ВВП) от ситуации, нарастив экспорт товаров, которые до этого поставлялись из России или Китая, – это касается, например, Юго-Восточной Азии и Казахстана. Но в сценарии френдшоринга не выигрывает никто.

Идея опоры на «дружественные» государства в цепочках поставок выглядит привлекательно, однако она может принести немало вреда, констатирует в своей статье бывший председатель Резервного банка Индии и профессор финансов в Чикагском университете Рагурам Раджан. Он считает, что подобная политика не дает развиваться странам с небольшими доходами, да и полагаться на друзей тоже бывает накладно. В качестве примера он приводит Brexit — выход Великобритании из Евросоюза. Раджан также рассказал о ситуации с детскими молочными смесями в США, которых в определенный момент стало не хватать. Проблема была в том, что производством детского питания занято всего четыре крупные компании. Они защищены от иностранной конкуренции высокими пошлинами и брали сырье в основном из «дружественных» стран. В какой-то момент из-за проблем на одной из фабрик возник дефицит детских молочных смесей в некоторых штатах США.

Как раз многосторонняя торговля выступает страховкой от рисков разрыва цепочек и двусторонних рисков, позволяя компаниям быстро приспосабливаться к потрясениям благодаря широким международным сетям поставок, отмечает исследователь из Кроуфордской школы государственной политики Сэмюэль Хардвик.

По словам Раджана, френдшоринг – это понятная политика, когда она строго ограничена конкретными товарами, напрямую влияющими на национальную безопасность.

— Да, к национальной безопасности нельзя относиться легковесно. Это совершенно легитимно, если страна требует, чтобы товары и услуги, критически важные для ее национальной обороны, производились внутри этой страны или в дружественных соседних странах, — пишет экономист. — Проблема в том, что список «крайне важных» товаров и услуг часто расширяется из-за протекционистских интересов и начинает включать товары, которые широко производятся, например, сталь или алюминий.

Как отметил премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун, френдшоринг может закрыть пути для регионального роста и кооперации, углубить разногласия между странами и подстегнуть конфликты, которых призван помочь избежать.

Польза глобальных производственных цепочек объясняется как раз тем фактом, что в них входят страны с очень разным уровнем доходов. Это позволяет им привносить в производственные процессы свои сравнительные преимущества, например, ученых с докторской степенью из одной страны и низкоквалифицированных работников сборочных линий из другой. Френдшоринг уничтожает эту динамику, повышая издержки производства и потребительские цены.