Правительство Беларуси намерено сохранить в 2023 году социальную направленность бюджета. Дефицит госказны планируется покрыть остатками бюджета текущего периода и за счет заимствований. Чтобы разрыв в доходах и расходах бюджета был меньше, предложено повысить некоторые налоги.

Что с доходами бюджета?

В ходе «нулевого чтения» проектов бюджета и Налогового кодекса в парламенте министр финансов Юрий Селиверстов сообщил, что объем доходов консолидированного бюджета на 2023 год с учетом всех мероприятий, которые учтены в Налоговом кодексе, предусматривается в сумме 57,2 млрд рублей, что на 21,5%, или 10,1 млрд рублей выше к оценке текущего года, республиканского бюджета — 33,4 млрд рублей (+24,6%, или 6,6 млрд рублей).

Источник — https://ru.freepik.com/

В структуре доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют 81%, или 46,4 млрд рублей, неналоговые доходы — 19%, или 10,9 млрд рублей. Основной прирост доходов в 2024 году планируется обеспечить за счет поступлений НДС, подоходного налога, налога на прибыль, сбора за реализацию нефти, ввозных таможенных пошлин. На это нацелены и поправки в Налоговый кодекс на 2023 год.

По словам депутата Светланы Бартош, будут проиндексированы на уровень инфляции ставки налогов, которые определены в белорусских рублях.

Индивидуальные предприниматели с 1 января 2023 года не могут работать по упрощенной системе налогообложения. Для ИП предусмотрено повышение ставок подоходного налога с 16% до 20%. Ставки единого налога вырастут в 1,5–3 раза с одновременным сужением перечня видов деятельности, при осуществлении которых ИП вправе уплачивать единый налог.

Проектом НК предусмотрено увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом достигнутых договоренностей с Россией по гармонизации косвенных налогов. Так, например, на крепкий алкоголь ставки вырастут до уровня 85% от ставки в РФ.

Вводятся также новые объекты налогообложения акцизами – нефть сырая, налог на игорный бизнес (игровой доход) с виртуального игорного заведения с увеличением ставки с 4% до 8%.

Планируется увеличить с 18% до 20% ставку налога на прибыль с одновременной отменой права областных Советов депутатов увеличивать общеустановленную ставку до 2 процентных пунктов. В текущем году таким правом воспользовались Витебская, Гомельская и Могилевская области.

Кроме того, предусмотрена пролонгация на 2023–2024 годы пакета налоговых мер, которые были введены в 2021 году для повышения бюджетной устойчивости в период пандемии. То есть сохранено повышение налога на прибыль в размере 30% для операторов сотовой связи, увеличение подоходного налога до 13% для резидентов Парка высоких технологий и право областных советов депутатов устанавливать местный сбор за пересечение транспортными средствами границы.

А какие расходы?

Общий объем расходов консолидированного бюджета оценивается в 60,7 млрд рублей, республиканского — 36,5 млрд.

В проекте бюджета на 2023 год запланировано увеличение расходов на образование, здравоохранение, национальную оборону и силовые структуры. Трансфер из республиканского бюджета в бюджет ФСЗН составит 1,93 млрд рублей.

Министр финансов подчеркнул, что социальная ориентированность бюджета в 2023 году сохраняется:

— По отношению к ВВП наиболее бюджетоемкие расходы консолидированного бюджета – на здравоохранение (4,4% или 10,4 млрд рублей), на образование (4,3% или 10,3 млрд рублей). Бюджет гарантирует доступность для населения базовых социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Более трети всех расходов — 38,6% — составляют расходы на оплату труда, с начислениями и пенсиями военнослужащих. «На эти цели в 2023 году предусмотрено в целом направить 23,5 млрд рублей, рост к текущему году на 3,8 млрд рублей», — сказал глава Минфина.

Кроме того, планируется усилить бюджетную поддержку экспорта и финансирование закупки техники у белорусских производителей.

По словам Селиверстова, на погашение внешнего госдолга в бюджете на следующий год будет заложено порядка 12 млрд рублей. «Выплачивать планируем в российских рублях, китайских юанях, а также в белорусских рублях до отмены ограничений», — отметил он.

Как покроют дефицит?

Консолидированный бюджет на 2023 год сверстан с дефицитом 3,5 млрд рублей, республиканский – 3,1 млрд.

— 3,1 млрд – это где-то 1,4% ВВП. Дефицит, который под контролем. Мы, учитывая имеющиеся источники, понимаем, что с ним будем делать, — сказал Юрий Селиверстов.

Он пояснил, что дефицит бюджета покроют остатками бюджета текущего года и за счет заимствований.

— Основные доходы бюджета традиционно формируются за счет налоговых доходов. Это наши налоговые платежи. Как показывает текущий год, идут они не так плохо, как казалось изначально. Платежи идут равномерно, — сказал он.

Для того, чтобы дополнительно «сконсолидироваться», предложено поднять ставку налога на прибыль с 18 до 20%.

— Это тоже позволит дополнительные источники сгенерировать. С Россией заключены соответствующие документы о единых правилах и принципах взимания налогов. Мы будем получать, как и российские нефтяные переработчики, обратный акциз по единым правилам. Это тоже добавит нам доходов до 2 млрд рублей примерно, поэтому доходами будем обеспечены, — добавил Селиверстов.

Стоит отметить, что правительство при разработке проекта бюджета на следующий год ушло «от вариативности сценариев». За основу был принят целевой сценарий роста экономики Беларуси на 3,8% в 2023 году.

Впрочем, как сказал министр финансов, «для минимизации возможных рисков, обусловленных работой экономики по сценарию, отличному от целевого, законопроектом предусмотрено формирование в республиканском бюджете дополнительного резервного фонда Президента в сумме 394,1 млн рублей, в местных бюджетах — 179 млн рублей в совокупности».

Что касается дальнейших перспектив, то, как отметили в Минфине, работа над оптимизацией налоговых льгот будет продолжена с учетом складывающейся макроэкономической ситуации.