Александр Лукашенко 27 сентября подписал указ №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Предполагается, что новая пенсионная система заработает через год. Мы попытались оценить все преимущества и риски нововведений, а также посмотрели, как система накопительных пенсий приживалась в других странах.

— Наша задача — чтобы каждый гражданин надеялся не только на государственную поддержку в виде государственной пенсии по старости, которую мы, как по законодательству положено, будем выплачивать в полном объеме в установленные сроки. Каждый человек должен быть заинтересован в повышении своего уровня и качества жизни в старости. Поэтому и предлагается новый механизм по добровольному накопительному страхованию, — заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Справедливости ради надо сказать, что в Беларуси есть возможность страхования пенсии, которыми, в частности, занимаются госкомпания «Стравита» и частный «Приорлайф». Правда, это направление не стало популярным. Всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Но, как правило, люди не сами инициируют участие в добровольном пенсионном страховании, это делают наниматели, включая такую возможность в соцпакет. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

Что предложили власти?

Указом № 367 предусмотрено, что с 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному взносу в 1% в ФСЗН). Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.

Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников.  Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

При этом нагрузка на нанимателей не увеличится. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Участвовать в новой системе страхования смогут работающие граждане, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет. Накопленные средства они будут получать равными долями ежемесячно на протяжении 5 или 10 лет.

Почему новая система начнет действовать с 1 октября 2022 года?

— Потому что надо провести ряд организационно-технических мероприятий. Надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему, – пояснила Ирина Костевич.

Почему «Стравита»?

Осуществлять добровольное пенсионное страхование будет госкомпания «Стравита», которая в настоящее время уже занимается добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии.

— Государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию. Кроме того, это достаточно развитая филиальная сеть. И если посмотреть на ныне действующий механизм, то более 90 % человек, согласившихся на добровольное страхование, сделали это именно через эту организацию, – сказала Костевич.

Как государство гарантирует сохранность накоплений?

Указом установлено, что страховые резервы по накопительному пенсионному страхованию будут размещаться на счетах в банках и вкладываться в объекты инвестиций в общеустановленном для страховых организаций порядке. В настоящее время страховщики при инвестировании обязаны соблюдать следующие соотношения (в процентах от суммы страховых резервов): не более 15% – в ценные бумаги Национального банка; не более 30% – в ценные бумаги банков Республики Беларусь, за исключением акций; не более 15% – в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов; не более 25% – в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся банками, за исключением Банка развития, кроме акций и векселей; не более 10% – в недвижимое имущество, кроме жилых помещений; не более 5% – в драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов.

Источник — pixabay.com

Отчисления в гарантийные фонды по накопительному пенсионному страхованию определены в размере 0,5% от суммы страховых взносов и ежемесячно перечисляются страховщиком в республиканский бюджет.

Ранее журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. По словам Костевич, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.

Вместе с тем министр признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.

— Мы видим, что, скорее всего, интерес будет у тех людей, у кого осталось где-то 10 лет до пенсии. То есть те, у кого уже есть ориентиры, понимание того, что через какой-то короткий промежуток тебе надо задуматься о своем новом уровне жизни, — отметила она.

Экономист проекта BEROC Лев Львовский видит в этой реформе несколько положительных моментов.

— Правительство наконец осознало проблему и пытается решить её нормальными методами, а не просто повышением пенсионного возраста как раньше (что никак не решает проблему, а только отодвигает ее). Вторая хорошая новость состоит в том, что реформа предполагает добровольность. Еще одна правильная идея в том, что накопительный элемент будет наследоваться, — перечисляет Львовский в комментарии ilex. — Теперь о том, что мне кажется странным – это посыл о том, что в новой системе будут участвовать те, кому осталось до пенсии 10 лет. Одна из идей накопительных пенсий заключается в том, что люди начинают копить рано. За много лет эти инвестиции должны принести весомую прибыль. Таким образом в принципе надо говорить не о сбережении, а приумножении капитала. Когда магия сложных процентов на длительном горизонте позволяет получить весомую прибавку к пенсии. Второй важный вопрос касается инвестиций нового пенсионного фонда и уровня риска. В Беларуси не развит фондовый рынок. Да, можно купить акции некоторых белорусских частных компаний, но это не даст необходимой диверсификации, чтобы инвестиции были приемлемого уровня риска. Если говорить про ценные бумаги крупных государственных компаний и банков, то сейчас возник дополнительный санкционный риск.

Что говорит международный опыт?

Согласно исследованию консалтинговой компании Mercer и CFA Institute, в рейтинге самых успешных пенсионных систем мира доминируют страны «классического Запада». Первые три места занимают Нидерланды, Дания и Израиль. Далее идут Австралия, Финляндия, Швеция, Сингапур, Норвегия, Канада, Новая Зеландия, Германия, Швейцария.

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство (одновременно действуют солидарная, профессиональная (обязательные взносы в пенсионные фонды) и добровольная системы). Они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней, отмечают аналитики Mercer.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%. Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%).

Но если посмотреть на опыт более близких Беларуси стран, то картина может быть не такой радужной.

Самый обсуждаемый пример – это Россия, где в 2014 года власти заморозили накопительную часть пенсии. Точнее был введен мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В результате бюджет сэкономил 243 млрд российских рублей. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что средства пенсионных накоплений за 2014 год, которые были «заморожены» на период акционирования НПФ, не планировалось возвращать фондам, потому что эти деньги уже потратили на развитие Крыма и антикризисные меры.

Первоначально заявлялось, что мораторий — мера сугубо временная и продлится не более года. Но затем «заморозка» каждый год продлевалась, в данный момент – до 2023 года. Сейчас все 16% взносов идут на пенсии сегодняшним пенсионерам. В настоящее время в правительстве РФ обсуждают очередную схему реформы накопительных пенсий.

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран Восточной Европы государство вынуждено залезало в обязательные индивидуальные накопления сразу после кризиса 2008 года, когда в регионе закончилась эпоха устойчивого экономического роста.

Притчей во языцех уже стала история с пенсионными реформами в Венгрии. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы страны выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 81% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, Венгрия в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Поэтому осенью 2010 года правительство Виктора Орбана робко начало с предложения временно заморозить накопительную часть всего на год, а через несколько месяцев закончило практически полной национализацией всех накоплений – и текущих, и за прошлые годы, с самого начала реформы в 1998 году. За это время индивидуальные пенсионные накопления появились у 70% работающих. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы. А венгерское правительство получило в распоряжение на тот момент около 15 млрд долларов пенсионных накоплений. Поначалу были разговоры, что эти деньги потратят на создание новой, более эффективной пенсионной системы, но в итоге все разошлось на текущие нужды и выплату госдолга, который действительно благодаря этому снизился в 2011–2013 годах с 81% до 77% ВВП. В других странах Восточной Европы (например, Словакии, Польше, Чехии) национализировать накопления, как в Венгрии, не решались, но постоянно изменяли законодательство так, чтобы люди сами, вроде как добровольно вернулись в государственную систему.

Что касается Украины, то там доминирует солидарная система. При этом финансовое состояние Пенсионного фонда Украины остается стабильно тяжелым. Около 40% расходов ПФУ покрываются за счет трансфера из государственного бюджета. В настоящее время в Украине только готовятся к внедрению обязательных накопительных пенсий. При этом средний размер накопительного взноса исходя из мирового опыта может составить 5-7%. Идут консультации с МВФ и Всемирным банком, чтобы провести определенные реформы.

Крупнейшая накопительная система в бывшем СССР работает в Казахстане – накопления составляют около 15% ВВП. Но там децентрализованную модель с несколькими пенсионными фондами заменили единым госфондом. Он аккумулирует средства, управлять ими разрешено рыночным компаниям по управлению активами.

— Смешанный тип — самый распространенный и успешный тип пенсионных систем. Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений. Здесь пропорции разнятся в зависимости от возможностей каждой из стран. Универсального решения не существует, поскольку много зависит от демографических, экономических, политических и иных обстоятельств. Беларуси было бы неправильно копировать какую-то одну модель. Надо перенимать лучшие практики, — полагает Лев Львовский. — Мы не можем резко перейти на накопительную систему. Потому что тогда пострадают люди предпенсионного возраста, которые не успели ничего накопить. А мы не можем допустить, чтобы пенсионеры умирали от голода.

Поэтому, наверное, правильно, что правительство не делает резких движений. Однако имеются вопросы и для реализации скромных амбиций. Для проведения такой пенсионной реформы должна быть высокая степень доверия между государством и обществом. Потому что идет речь про долгосрочное планирование. Плохо, когда в сложных жизненных ситуациях государство резко меняет свое мнение. Например, «айтишникам» изначально обещали неизменную ставку подоходного налога на много лет, а потом вдруг взяли и повысили налог. Да, это было несмертельное повышение, но показательное.  Уровень доверия также показателен и на примере России, когда в 2014 году образовался дефицит бюджета, поэтому власти «заморозили» накопительные пенсии. Полагаю, что белорусское правительство также видит какое сейчас доверие и делает осторожные заявления, особо не надеясь привлечь много работников.