Заместитель министра экономики Дмитрий Ярошевич называет высокую импортоемкостъ ВВП одной из самых главных внутренних угроз для белорусской экономики. В настоящее время этот показатель не так высок. Проблема в том, что из-за санкций оборвались привычные цепочки поставок сырья, материалов и комплектующих. В более благополучные годы также боролись над снижением импортоемкости из-за давления на торговый баланс и валютный курс. Именно по этой причине была развернута госпрограмма импортозамещения. Однако заметных успехов она не принесла. Эксперты говорят, что ситуацию могут изменить только структурные преобразования в экономике. 

Что за импортоемкость?

Импортоемкость ВВП – это отношение объема импорта к объему ВВП страны. Чем больше импорт, тем ниже добавленная стоимость произведенной продукции.

Согласно последним доступным данным, импортоемкость ВВП Беларуси, по оценке Национального банка, в январе-июле 2022 года по сравнению c январем-июлем 2021 года уменьшилась на 8,2 процентного пункта и составила 57,5%.

Если посмотреть на прошлые пять лет, то этот параметр был выше. Импортоемкость ВВП Беларуси в 2017 и 2018 году составила 68% и 67% соответственно. В 2020 году рассматриваемый показатель по сравнению c 2019 годом снизилась на 7,5 процентного пункта и составил 58,2%. В 2021 году импортоемкость опять выросла до 66,7%.

Впрочем, в истории Беларуси были годы, когда этот параметр переваливал и за 70%.

Какой уровень оптимальный?

Источник — https://ru.freepik.com/

Высокая доля импорта характерна для большинства ключевых отраслей белорусской экономики.  Импортоемкость электроэнергетики и теплоэнергетики составляет около 80%, в нефтехимической сфере -70-75%, в металлургическом производстве — 40-50%, в машиностроении — 25-60%.

Наиболее низкие показатели в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, в сфере информационно-вычислительного обслуживания. В этих отраслях доля импорта в полных затратах составляет 20-30%.

— Показатели импортоемкости сильно отличаются в разных странах. Нет какого-то оптимального или приемлемого уровня для тех или иных условий. Многое зависит от экспорта, его способности перекрывать импортные поставки, — отмечает ilex экономист проекта BEROC Дмитрий Крук. — Если ориентироваться на последнюю доступную информацию по импортоемкости, то сейчас Беларуси еще далеко до исторических максимумов. Почему тогда об этом заговорили? Сузились направления белорусского экспорта. Если экспорт способен, грубо говоря, компенсировать импорт, то на импортемкость не будут особо обращать внимание. Второй момент – это недоступность ряда импортных компонентов и готовой импортной продукции для Беларуси ввиду санкций или их последствий. Белорусские заводы покупали зарубежные сырье, материалы, комплектующие, потому что либо этого в Беларуси не производилось, либо, как правило, по соотношению «цена-качество» они были более оптимальным вариантом, чем белорусские или российские аналоги. Современная обрабатывающая промышленность заточена на то, чтобы приобретать промежуточные комплектующие там, где это дешевле и качественнее. Ухудшение условий снижает конкурентоспособность предприятий.

Что делать?

Эксперты полагают, что высокая импортоемкость промышленности Беларуси связана с ее давним прошлым. Беларусь во времена СССР были сборочным цехом. Плюс ко всему в основе экономической политики в конце 90-х стали поставки российских энергоносителей по льготным ценам.

Высокая импортоемкость белорусской промышленности приводила к тому, что для увеличения объемов выпуска продукции требовалось больше импорта — энергоносителей, сырья, комплектующих. При этом экспорт рос не такими быстрыми темпами, как импорт. В результате складывалось многомиллиардное отрицательное сальдо торгового баланса, которое давило, в том числе, и на валютный курс.

В условиях санкций и снижения импортных поставок сальдо стало положительным. Другое дело, что экономика демонстрирует спад. Поэтому радоваться особо нечему.

По расчетам экспертов, более 70% импорта страны приходится на промежуточные товары, а половина промежуточного импорта – на энергетический сектор. Поэтому снижение импортоемкости экономики достигается за счет снижения ее энергоемкости и ресурсоемкости.

Кроме того, с целью снижения импортоемкости была разработана программа импортозамещения. Но она не стала кардинальным прорывом в решении данного вопроса. По большинству видов продукции отсутствовал импортозамещающий эффект, выросла доля импортных товаров и услуг.

По мнению экспертов, в условиях, когда Беларусь практически не имеет своей нефти, газа, испытывает дефицит металлов и другого сырья, а также оборудования, следует ориентироваться не только на энергосбережение, импортозамещение, но и структурные преобразования в экономике, повышать значимость высокотехнологических производств и менее импортоемких отраслей (например, сфера услуг).

Иностранные инвесторы улучшат ситуацию?

Одним из инструментов сокращения импортозависимости белорусской экономики также может стать привлечение стратегических инвесторов.

— Действительно, в случае прихода стратегического инвестора какая-то часть компетенций в добавленной стоимости становится белорусской. Но все это происходит не за один день, — отмечает Дмитрий Крук. — В принципе, я бы стратега рассматривал в качестве партнера, который в первую очередь создает экспорт и обеспечивает рынки сбыта. Если это будут такие объемы, которые перекроют с лихвой импорт, то проблема импортоемкости уйдет на второй план или может вообще оказаться неактуальной.

Экономисты полагают, что выпуск уже получившей распространение в мире инновационной и высокотехнологичной продукции будет целесообразен только при наличии в стране соответствующей научно-технической и производственно-технологической базы, способной обеспечить ее дальнейшее совершенствование на конкурентоспособном уровне.  В качестве примера можно рассмотреть завод «БЕЛДЖИ», который собирает под Минском китайские автомобили Geely.

По данным правительства, уровень локализации производства на этом предприятии превышает 50%, что позволяет выполнить условия по доступу на основной экспортный рынок — российский. По другим оценкам, в данном случае корректнее говорить про «уровень выполнения технологических операций на территории Евразийского экономического союза». А вот импортоемкость — в классическом понимании соотношения используемых зарубежных и белорусских компонентов — все же остается довольно высокой, из-за чего даже приостанавливалось производство на борисовском заводе.

По словам директора «БЕЛДЖИ» Геннадия Свидерского, чтобы углублять локализацию производства, выпускать собственные комплектующие, нужно назвать потенциальному партнеру по импортозамещению объемы продаж примерно на три года. При этом, во-первых, надо сохранить качество и безопасность применения того или иного комплектующего. То есть нужны всесторонние и длительные испытания этого узла в составе автомобиля.

Во-вторых, подчеркнул руководитель завода, нужно обеспечить конкурентоспособную цену комплектующего, понимая при этом, что в Китае у Geely с его миллионным производством цена на ту или иную деталь либо узел будет ниже.

— К сожалению, это сдерживает работы по импортозамещению. Мы не можем финансировать подготовку производства импортозамещающих комплектующих и гарантировать заказы, а без этого наши потенциальные партнеры не могут позволить себе тратить деньги на импортозамещение, — пояснил Свидерский.

Директор «БЕЛДЖИ» напомнил, что «стратегически первые пять лет работы завода были направлены на запуск производства по документации компании Geely».

— То есть мы можем выполнять сварку, окраску, сбору и так далее. Чтобы сделать новый прорыв, мы должны повысить уровень завода за счет развития собственных инженерных компетенций.  У МАЗа, БелАЗа, МТЗ, «Амкодора» есть свои конструктора, технологи, которые способны делать собственные разработки. Поэтому следующие пять лет нам надо добавлять инженерных компетенций и через это повышать долю импортозамещающей продукции, — резюмировал Свидерский.