Последние годы в Беларуси развивают промышленный туризм, то есть возможность посетить действующие завод или фабрику. Пандемия внесла свои коррективы в этот процесс. Ряд предприятий отказались от экскурсий. Но этим летом белорусские предприятия вновь активно зазывают путешественников к себе в гости.

История вопроса

Историю промышленного туризма принято вести с 1866 года, когда свои двери для экскурсантов распахнул завод по производству виски Jack Daniel’s в США. Но все же это было скорее развлечением для местных жителей. По-настоящему рынок промышленного туризма начал формироваться в середине ХХ века, а серьезное развитие получил в 1990-х годах.

Промышленный туризм представляет собой экскурсии как на постиндустриальные объекты (заброшенные соляные и угольные шахты, неработающие судостроительные заводы), так и на действующие — знаменитые промышленные гиганты и небольшие местные производства вина, сыра и прочего.  Заводы BMW, Bentley, Harley-Davidson, Ferrari, Coca-Cola и Boeing может посетить обычный турист. Стоимость экскурсии, как правило, составляет около 10 евро, а некоторые заводы можно посетить бесплатно.

Среди самых популярных в мире объектов промышленного туризма: шоколадная фабрика Cadbury в Великобритании (400 000 посетителей в год), приливная электростанция «Ля Ранс» во Франции (300 000 посетителей в год), завод Toyota в Японии (300 000 посетителей в год), завод BMW в Германии (260 000 посетителей в год) и производство мороженого Ben & Jerry’s в США (170 000 туристов в год).

После масштабной индустриализации промышленность стала гордостью СССР. И уже в 1930-е годы государственное экскурсионное акционерное общество «Советский турист» выпускало листовки с маршрутами производственных экскурсий – от металлургических комбинатов до спичечных фабрик. С тех пор экскурсии для школьников и дни открытых дверей для всех желающих проводили большинство крупных предприятий, за исключением разве что оборонных.

А как в Беларуси

Полноценно развивать промышленный туризм в Беларуси стали лишь 5-7 лет назад.  Законодателем моды стал жодинский БЕЛАЗ. С июля 2015 года предприятие посетили более 160 тысяч человек.

Источник — https://ru.freepik.com/

Экскурсия на жодинский автозавод включает посещение музея трудовой славы и ознакомление с производством. Кроме того, можно побывать на выставочной площадке карьерной техники, подняться на самосвал и сделать фото на память. Это стоит 15 рублей для взрослого и 10 рублей для ребенка. Впрочем, за дополнительную плату могут оказать ряд других услуг. Например, обед туриста обойдется в 5-10 рублей, проезд на карьерном самосвале грузоподъемностью 45 тонн – 75 рублей.

Минский тракторный завод начал осваивать промышленный туризм в 2017 году. За это время завод посетили более 16,5 тыс. человек из 68 стран и более 130 населенных пунктов Беларуси.

На МТЗ посетителям предлагают узнать историю завода, познакомиться с производством трактора от механической обработки деталей до его конечной сборки на главном конвейере. После экскурсии по цехам можно осмотреть готовую технику на выставке и посидеть в кабине трактора. Кроме того, гости за дополнительную плату могут сами поучаствовать в создании трактора и прокатиться на самом мощном тракторе BELARUS 3522. Стоимость экскурсии составляет от 12 рублей для взрослых, и от 6 рублей для детей.

Можно также совершить визит на Минский завод холодильников. В программе значится  посещение выставочного зала истории развития предприятия и цеха сборки холодильников «Атлант». Минимальный возраст участников экскурсии – 12 лет.  Экскурсии проводятся в рабочие дни в 9.30 и 13.30. Стоимость услуги за группу до 5 человек составляет 30 рублей, от 6 до 10 человек – 60 рублей.

Недавно вновь открыли двери для туристов белорусские кондитерские фабрики. Гомельский «Спартак» проводит экскурсии для детей и взрослых с 2018 года. Ежемесячно фабрику посещает около 500 человек — как школьники и жители Гомеля, так и гости из других городов и стран. «Спартак» готов принимать группы от 15 до 44 человек старше 10 лет. В стоимость полуторачасовой экскурсии — для взрослых 18 рублей, для детей 12 рублей — входит посещение вафельного и конфетно-шоколадного цехов, а также дегустация свежей продукции.

С 14 июня возобновились экскурсии и на минской фабрике «Коммунарка», где готовы принимать группы от 20 человек. Три раза в неделю на другой столичной фабрике «Слодыч» проводят по 2 экскурсии в день.

На днях бобруйский «Красный пищевик» включил «зеленый свет» промышленному туризму.

— Мы уже давно задумывались о том, что неплохо было бы познакомить людей с фабрикой поближе. Основным препятствием для воплощения желания было наличие открытых производственных процессов. Однако нам удалось разработать специальный маршрут, чтобы минимизировать контакт наших гостей с продукцией на экскурсии, но в то же время максимально близко показать весь процесс «рождения» зефира, мармелада и других сладостей, — пояснил замдиректора «Красного пищевика» Николай Гращенков.

«Красный пищевик» принимает экскурсионные группы по 10-15 человек по вторникам и четвергам. Стоимость тура для взрослых 18 рублей, для детей 12 рублей.

Гродненский «Молочный мир» предлагает посетить предприятие и ознакомиться с этапами производства сыра.  Экскурсии проводятся во вторник, среду, четверг с 14.00 – 17.00. Минимальное количество экскурсионной группы – 15 человек. Минимальный возраст посетителей – 12 лет. Стоимость часового тура с дегустацией составляет 14-18 рублей для взрослых, 9-14 рублей для детей.

Развивают промышленный туризм и белорусские предприятия с частным и иностранным капиталом. Минский пивзавод «Аливария» проводит экскурсии по исторической части действующего производства. Стоимость входного билета с дегустацией двух типов пива составляет 15 рублей, для студентов — 12 рублей.

Подобную экскурсию предлагает «Лидское пиво», на базе которого в 2022 году открылся музей пивоварения. Экспозиция включает большое число активностей и самых разных экспонатов. Цена входного билета — 20 рублей.

«Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» проводит бесплатные экскурсии по предприятию. Правда, согласно сайту компании, из-за ковида туристов до 1 июля 2022 года там не ждут.

Узнать более подробную информацию и забронировать экскурсии можно на официальных сайтах предприятий.

Можно ли заработать на промышленном туризме?

Развитие промышленного туризма преследует несколько целей. Одна из них – это получение дополнительного дохода самими предприятиями. Пока это небольшие суммы для компаний.  Например, выручка от туризма у БЕЛАЗа колеблется от 30 до 60 тысяч рублей в месяц.

Промышленный туризм способствует продвижению брендов и продукции предприятий. То есть это возможность для заводов и фабрик стать ближе к потребителю.

Промышленные туры также являются одним из инструментов профориентации не только школьников и студентов, но и хантингом взрослого персонала.

— В Советском Союзе профориентация была поставлена на очень высокий уровень, для школ было обязательно посещать производства, чтобы молодые люди понимали, как рождается машина, трактор или комбайн. Теперь важно показать, что нынешние предприятия — это не грязь, холод и неустроенность. Это современные роботизированные производства с достойными условиями труда, — считает официальный представитель Министерства промышленности Олег Слепченко.

В развитии промышленного туризма заинтересована и туриндустрия. Фирмы, которые специализируются на въездном или внутреннем туризме, могут разнообразить свои программы за счет посещения предприятий. Особенно это актуально в случаях пребывания зарубежных гостей в Беларуси, а также для туров выходного дня или поездок для школьников на каникулах. В настоящее время около трех десятков турфирм включают посещение БЕЛАЗа в свои программы.

Что касается дальнейшего развития промтуризма в Беларуси, то, как считает Слепченко, «на тех предприятиях, где это направление отсутствовало в принципе, быстро развить его, скорее всего, не удастся». Дело в том, что для развития промышленного туризма так или иначе нужны инвестиции, а в нынешних экономических условиях «есть более важные направления, требующие финансовых вливаний». Основная сложность — в обеспечении безопасности: надо разработать такие маршруты, которые бы не пересекались с производственными линиями. Человек, который чуть зазевался на производстве, может попасть в неприятную ситуацию, а предприятие несет ответственность. Когда в СССР строили заводы, никто не думал, что будет развиваться промышленный туризм, в первую очередь за основу бралась производственная логистика.


Использование данного материала (полностью или частично) в любой форме и любым способом  запрещено правообладателем.