Ритейлеры активно внедряют в магазины кассы самообслуживания (КСО). Причем, если несколько лет назад это был один из элементов имиджа торговой сети, то сейчас такие решения стали более экономически целесообразными. Правда, в процессе пользования наблюдаются уязвимости. Однако если кассы самообслуживания пройдут проверку временем, то встанет вопрос о будущем профессии кассира.

Источник — https://ru.freepik.com/

Технологии self check-out на западе массово стали внедрять около 30 лет назад. В настоящее время их успешно применяют не только в продуктовой и непродуктовой рознице, но и в общепите. Покупатель сканирует товары, оплачивает покупку картой или наличными, а затем получает чек в бумажном или электронном виде.

Главный плюс для тех, кто рассчитывается через кассы самообслуживания, — не надо стоять в очереди к обычной кассе. Особенно если покупок немного и можно все быстро пробить самому. Сказались также карантинные ограничения в период пандемии. КСО позволяют свести к минимуму контакты с персоналом магазина. Да и не всем нравится, что их покупки кто-то видит — будь то кассир или люди в очереди. Способствовал увеличению касс самообслуживания и рост безнала.

Если покупатели ценят удобство касс самообслуживания, то магазины считают выгоду. Внедрение терминалов увеличивает проходимость торговой точки, решает проблему с очередями и способствует росту удовлетворенности покупателей. КСО помогают оптимизировать работу персонала. По экспертным оценкам, на остров из 4–6 терминалов достаточно одного консультанта, что сокращает расходы на фонд оплаты труда, время на поиск и подготовку кассиров.

Неудивительно, что сети наращивают технологические решения для самообслуживания не только в торговом зале, но и на кассе. По оценкам консалтинговой компании The Brainy Insights объем мирового рынка касс самообслуживания вырастет с 4,01 млрд долларов в 2021 оду до 13,54 млрд долларов к 2030 году. Среднегодовой темп роста рынка составит 14,48% в период с 2022 по 2030 год.

В России тренд на КСО начался в 2018 году. Спустя три года уже более половины розничных сетей применяли новые технологии. По данным ритейлера X5 Retail Group, группа из четырех касс самообслуживания привлекает до 40% трафика. При этом все четыре КСО занимали площадь одного стандартного места кассира.

Что касается Беларуси, то КСО стали активно развиваться с 2019 года. На конец 2022 года в самой крупной сети «Евроопт» было 1600 касс самообслуживания, а компания «Белвиллесден» (сети «Гиппо» и «Белмаркет») внедрила 150 таких аппаратов.

Валентин Соколовский, директор по развитию бизнеса компании Datatile в России и Восточной Европе, объясняет рост КСО тем, что «просто экономика сложилась».

— Кассы самообслуживания уже перестают быть элементом имиджа сети, а становятся бизнесу экономически выгодными. Кассира надо обучить, платить зарплату, человек может заболеть и не выйти на работу. Да и сейчас дефицит кассиров наблюдается. С другой стороны, за последнее время терминалы сильно подешевели. Поэтому ритейлеры оценивают затраты, трафик и принимают решение, где и какой кассовый вариант им предпочтительнее, — говорит cобеседник ilex.

Если темпы роста количества КСО останутся на нынешнем уровне, то в обозримом будущем может исчезнуть профессия кассира. Валентин Соколовский считает, что этого не случится.

— Еще довольно много людей, которые боятся терминалов, не умеют ими пользоваться, — отмечает эксперт. — Не надо забывать, что личный контакт важен для человека. Немало покупателей хорошо знакомы с кассирами, хотят с ними перекинуться парочкой слов, обменяться последними новостями. И речь не только о малых населенных пунктах. Я это вижу по спальным районам крупных городов. Есть еще товары с ограничениями. Алкоголь и табак, которые продают не всем.

Эксперт обращает внимание и на то, что затачивание наличного оборота под КСО – это «чуть другая экономика», поскольку дорогостоящие модули работы с банкнотами и монетами требуют сертификации, платных обновлений, чтобы «знать» новые банкноты и отклонять фальшивые, инкассации и регулярного техобслуживания. Все это сказывается как на первоначальных затратах, так и на стоимости владения. В Россию некоторые элементы «наличных» КСО из-за санкций не поставляются. В условиях нестабильной экономической ситуации и ограничений более оптимальным видится узел с кассиром.

Впрочем, стремление ритейлеров к модернизации магазинов за счет касс самообслуживания натыкается на социальные барьеры в виде шоплифтеров. Недавно в российском сегменте Twitter активно делились историями о том, как пробивают в КСО половину товаров, меняют дорогие продукты на более дешевые аналоги. Случаи воровства участились еще 2022 году, когда экономика начала немного сдавать. Конкретные цифры ритейлеры обычно не раскрывают, но общие потери магазинов в среднем составляют 1–2% оборота.

Проблема шоплифтинга актуальна не только в России. Американская продуктовая сеть Giant, заметив рост числа воровства продуктов, ограничила в одном из магазинов продажи через КСО 20 предметами. Покупателям с большим числом товаров в корзине придется пользоваться кассами с кассирами.

— Я разговаривал с коллегами из России, которые занимаются вопросами безопасности в торговых сетях. Они утверждают, что процент хищений примерно один и тот же, независимо от того, есть в зале кассы самообслуживания или нет, — говорит Соколовский. — Большая часть инцидентов связана не с покупателями, а собственным персоналом, причем не с продавцами или кассирами, а с теми, кто занимается приемом и хранением товаров. Поэтому я бы не назвал КСО самым уязвимым местом, потому что в прикассовой зоне за злоумышленниками следят видеокамеры, дежурный консультант, охранники. Да и сами кассы уже так программируются, чтобы сигнализировать о сомнительной операции покупателя.

Не лишним будет напомнить, что в Беларуси за мелкое хищение (не более 10 базовых величин, 370 рублей) предусмотрен штраф (до 30 БВ, 1110 рублей), общественные работы или административный арест.