Крупный пассажирский самолет китайского производства С919 успешно совершил первый коммерческий полет в минувшее воскресенье. Это вынудило экспертов заявить о том, что на рынок вышел конкурент двух крупнейших авиаконцернов: американского Boeing и европейского Airbus. Правда, аналитики полагают, что в ближайшие годы поставки нового авиалайнера будут идти исключительно на внутренний рынок Китая. Продажи в Беларусь или Россию маловероятны до тех пор, пока не будут сняты западные санкции. Либо С919 перестанет зависеть от поставок ключевых узлов из США и ЕС.

О чем речь?

Проект по созданию первого китайского среднемагистрального авиалайнера вместимостью от 158 до 190 мест и дальностью полета до 5,5 тысячи километров был запущен в 2007 году Коммерческой авиастроительной корпорацией Китая (COMAC). За это время в разработке C919 приняли участие почти 300 тысяч человек.

Источник — https://ru.freepik.com/

На прошлой неделе новый авиалайнер совершил свой первый коммерческий рейс из Шанхая в Пекин, что ознаменовало его официальный выход на рынок гражданской авиации, пишет агентство Синьхуа. На борту самолета находились 130 пассажиров. Рейс занял менее трех часов.

Предполагается, что C919 станем главным конкурентом Airbus A320 и Boeing 737-800, которые в данный момент являются самыми массовыми среднемагистральным самолетами в мире.

Каталожная цена нового авиалайнера чуть больше 60 миллионов долларов, что значительно меньше, чем просят за технику западных авиаконцернов. Хотя многие детали C919 разработаны и производятся непосредственно в Китае, некоторые из ключевых компонентов, в том числе двигатели, закупаются в западных странах. Китайцы планируют в будущем активно локализовывать самолет, заменяя иностранные комплектующие местными, что может привести к снижению цены.

В следующие пять лет планируется выпускать по 150 самолетов C919. В COMAC сообщили, что от различных клиентов сделан уже 1061 заказ на новые авиалайнеры.

Заявки поступили в основном от китайских перевозчиков. Это неудивительно, поскольку главная задача – добиться доминирования на рынке Поднебесной. Но есть в активе COMAC и такой козырь, как крупнейший европейский лоукостер Ryanair. При разработке нового самолета были учтены пожелания этой ирландской авиакомпании. То есть C919 может пойти на заказ и за рубеж. Потребность в альтернативных поставщиках испытывают, в частности, российские и белорусские перевозчики.

Эксперты считают, что Китай не станет продавать самолеты в те страны, которые находятся под западными ограничениями, из-за риска попасть под вторичные санкции. В результате чего европейцы и американцы могут остановить поставки узлов и агрегаты для COMAC.

— На C919 половина агрегатов иностранных. На нем стоит французско-американский двигатель, иностранные шасси, американские компьютеры. Он зависит от иностранных поставщиков еще сильнее, чем российский Sukhoi Superjet. Без разрешения этих иностранных поставщиков китайцы не смогут его продать никуда, — считает гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий.

А что в Беларуси?

Белорусская авиакомпания «Белавиа» находится под западными санкциями с 2021 года. К началу 2022 года перевозчик сократил количество самолетов до 15 единиц, вернув европейским лизингодателям половину парка авиалайнеров. Вместе с тем планировалось пополнить флот «за счет приобретения самолетов в собственность, а также заключения договоров лизинга с компаниями, не являющимися резидентами ЕС». В частности, речь шла о России и Китае.

В 2021 году  «Белавиа» перевезла 2 млн пассажиров, в 2022 г. – 1,6 млн пассажиров. Наибольший трафик за свою историю — более 4 млн пассажиров «Белавиа» продемонстрировала в допандемийном 2019 году.

В настоящее время весь парк судов «Белавиа» загружен, авиакомпания выполняет рейсы в 19 аэропортов девяти государств, сообщил на прошлой неделе первый вице-премьер Николай Снопков. По его словам, в условиях запрета стран Евросоюза использовать их воздушное пространство белорусская авиация летает по измененным маршрутам. Принятые меры позволили за 2022 год увеличить экспорт услуг пассажирского воздушного транспорта в Турцию, Грузию и Россию в 2 раза, в Азербайджан — почти в 3 раза. За 3 месяца 2023 года продолжился рост экспорта авиауслуг в Россию, Грузию, Турцию, ОАЭ.

Вместе с тем белорусские туроператоры сетуют на то, что не могут существенно нарастить объемы услуг и по той причине, что все имеющиеся в наличии у «Белавиа» самолеты уже задействованы в регулярных и чартерных рейсах.