Источник — https://ru.freepik.com/

В самом конце 2022 года в России был опубликован закон, разрешающий автомобильным перевозчикам из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) выполнять внутрироссийские грузоперевозки. Как отмечается в сопроводительных документах, принятие закона обусловлено необходимостью приведения российского законодательства в соответствие с международными обязательствами России в рамках ЕАЭС. Новые нормы направлены на либерализацию и поэтапное формирование единого рынка транспортных услуг на территории ЕАЭС.

Закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. За это время правительство РФ должно согласовать правила выполнения каботажных перевозок для компаний из стран ЕАЭС — Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Армении. Однако некоторые положения уже известны из принятого закона.

В частности, для иностранных компаний (из стран ЕАЭС) разрешенными станут только грузовые внутрироссийские перевозки, а пассажирские останутся под запретом, пишет ТАСС. При этом каботажные перевозки опасных грузов и после 1 марта 2025 года будут запрещены.

Допускается осуществление на одном и том же транспортном средстве до трех последовательных каботажных грузоперевозок между пунктами, расположенными на территории России. При этом последняя разгрузка должна быть осуществлена не позднее семи календарных дней после того, как завершена международная грузоперевозка, то есть в Россию доставлен груз из другой страны.

Контроль за соблюдение условий выполнения каботажных автоперевозок будет осуществлять Ространснадзор. Прежде чем взять груз, перевозчик из страны ЕАЭС должен уведомить об этом госорган и получить от него разрешение. Дать же свой ответ перевозчику Ространснадзор обязан в течение 24 часов с момента получения запроса.

К запросу надо будет приложить международную товарно-транспортную накладную, подтверждающую доставку груза на территорию России, и сведения о самой каботажной перевозке. Кроме того, должна быть представлена логическая последовательность такой перевозки — попутное направление к месту следующей загрузки или возвращение на территорию страны-регистрации.

Перевозчик, нарушивший правила, будет привлечен к административной ответственности и не сможет в течение года осуществлять каботажные перевозки по территории России.

Надо сказать, что отмена запрета на каботаж называется Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (БАМАП) в качестве одной из мер для облегчения работы в условиях санкций.

Напомним, в апреле 2022 года грузовикам с белорусской регистрацией был запрещен въезд на территорию Евросоюза, после чего Беларусь приняла ответные меры, допустив грузовики из ЕС только в свою приграничную зону. До этого были введены западные ограничения на поставку ряда белорусских товаров на экспорт. В итоге грузооборот Беларуси в январе–ноябре 2022 года упал на 25,3% к соответствующему периоду 2021 года. Белорусские перевозчики стали искать счастья в других странах.

В БАМАП считают, что белорусским международным перевозчикам удалось выработать определенную «резистентность» к санкционному давлению, переориентироваться в своей деятельности на новые рынки. Они перестроили свою работу вслед за экспортными и импортными потоками, устремившимися на рынки России, Турции, стран Средней Азии и Кавказа. Среди перспективных рынков на ближайшее будущее названы Китай, Иран и Пакистан.

Повышению эффективности работы способствовало бы разрешение ряда вопросов, как, например, «обеспечение возможностей для дальнейшего осуществления транспортными предприятиями инвестиций в обновление автопарка, создание льготных условий для ввоза техники, с момента выпуска которой прошло не более пяти лет, а также сохранение профессиональных кадров и трудовых коллективов».

Что касается внешних сложностей, то речь идет про отмену для белорусских автоперевозчиков действия разрешительной системы России при выполнении перевозок грузов «в/из третьих стран» и снятие ограничений на каботажные перевозки на российском направлении и иных странах ЕАЭС.

Еще одним фактором, который будет способствовать развитию грузовых перевозок, в БАМАП называют совершенствование дорожной и приграничной инфраструктуры на востребованных транспортных коридорах, по которым в настоящее время следует доставка белорусских грузов. Это касается инфраструктуры на границе России и Азербайджана, Грузии, Китая, расширения паромного сообщения между Россией и Турцией, Грузией и Россией и по другим направлениям.

Впрочем, далеко не все разногласия в ЕАЭС касаются России. В Казахстане действует правило: не допускается доставка грузов в страну, если в процессе перевозки на территории третьей страны была выполнена перецепка или перегрузка на транспортное средство, зарегистрированное не в стране первого перевозчика. Однако сейчас перевозки между Беларусью и странами ЕС и Россией и странами ЕС осуществляются именно по схеме перецепки/перегрузки в приграничной зоне, на фоне чего нередко и грузы в Казахстан доставлялись с перецепкой/перегрузкой, противоречащей правилам. Из-за этого у перевозчиков задерживали машины и подвергали штрафу.

Летом 2022 года транспортные ведомства России, Беларуси и Казахстана договорились о временных послаблениях. До 1 января 2023 года для перевозчиков из ЕАЭС был снят запрет на доставку грузов в Казахстан с перецепкой/перегрузкой. О том, что эти послабления могут продлить, пока ничего неизвестно, сообщили перед Новым годом в Министерстве транспорта и коммуникаций Беларуси.

Стоит отметить, что 9 декабря 2022 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призывал ликвидировать все ограничения на грузы, проходящие транзитом через территорию Евразийского экономического союза.

— Считаю, что следовало бы ликвидировать все случаи ограничения перемещения, квотирования и задержания казахстанских и не только казахстанских грузов, проходящих транзитом через нашу общую таможенную территорию, — сказал он. — Такие ограничения не соответствуют целям и духу экономического сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза. И самое главное, они ограничивают реализацию потенциала нашей экономической интеграции.

Он также призвал «ускорить вступление в силу соглашения о применении навигационных пломб для отслеживания перевозок»:  «Такая мера стала бы хорошим примером положительного влияния цифровизации на интеграционные процессы».

Президент Кыргызстана Садыр Жапаров сообщил, что уже принято решение запустить пилотный проект по внедрению механизма прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС.

— В настоящее время завершается тестирование проекта и планируется начать проведение пилота по использованию навигационных пломб не только в отношении импортируемых товаров из третьих стран, но и в отношении товаров, перемещаемых во взаимной торговле, — отметил он и выразил уверенность в том, что использование подобных инструментов и механизмов снимет озабоченности государственных органов стран ЕАЭС по вопросам нелегального товарооборота.