С 23.03.2019 действует Положение N 176. Оно, помимо прочего, устанавливает правила оформления документов при направлении работника в служебную командировку в пределах Беларуси и за границу. В связи с этим перед кадровиками встал вопрос о том, какие изменения в оформлении командировок произошли. Рассмотрим их подробно в таблице.

Документ Обязанность оформления с 23.03.2019 Обязанность оформления до 23.03.2019 Примечания
при командировке по Беларуси при командировке за границу
ЛПА, регулирующий порядок направления работников в командировку Нет Нет Нет Таким документом может быть, например, положение о служебных командировках.

Если командировки в организации случаются часто, разработать его целесообразно.

С 23.03.2019 для целей возмещения расходов по найму жилого помещения при отсутствии документов, подтверждающих дату прибытия к месту командировки и дату отъезда (выбытия) из него, такие даты определяет наниматель <*>. Чтобы не указывать каждый раз в приказе о командировании, каким образом определяются эти даты, имеет смысл закрепить правила их определения, установленные нанимателем, в ЛПА.

Пример формулировки

В случае прибытия к месту командировки и отъезда (выбытия) из него с использованием личного автотранспорта даты прибытия и отъезда (выбытия) определяются на основании письменного отчета о выполнении задания командировки, подготовленного работником

Согласие работника на служебную командировку (в отдельных случаях) Есть Есть Есть Согласие командируемого работника необходимо, если <*>:

— командировка продлится более 30 календарных дней;

— в командировку направляют инвалида;

— в командировку направляют женщину, опекуна (попечителя), имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет), или отца, воспитывающего таких детей без матери.

При этом согласие в письменном виде нужно получить только в последнем случае. В двух остальных оно может быть и устным, хотя письменное — предпочтительнее. Его наличие поможет избежать споров и конфликтных ситуаций. Согласие может оформляться как отдельное заявление работника или как соответствующая запись в предложении нанимателя поехать в командировку

Задание на командировку Нет <*> Нет Есть <*> С 23.03.2019 при направлении работника в командировку наниматель может устанавливать задание на командировку (если иное не предусмотрено законодательством) <*>. Иначе говоря, оформлять ли задание на командировку, решает наниматель. Ранее оно обязательно устанавливалось при командировании работника за границу
Приказ о командировании Есть <*> Есть <*> Есть <*> В приказе, помимо Ф.И.О. командируемого работника, его должности (профессии), наименования структурного подразделения, в котором он трудится (при его наличии), места командировки, срока и цели поездки, указывают:

— условия командирования работника согласно приглашению с учетом обязательств принимающей стороны (если работник направляется в командировку на основании приглашения (госоргана, международной организации, организации)) <*>;

— информацию о том, что работник будет ежедневно возвращаться из места командировки к месту жительства (при командировании в пределах Беларуси) <*>.

Обратите внимание!

К регистрационному номеру приказа о командировании добавляется литера <*>:

— «л» — при командировке сроком до одного месяца;

— «к» — при длительной (более месяца) командировке

Командировочное удостоверение Нет <*> Нет <*> Нет <*> Как и ранее, надо ли выдавать работникам командировочное удостоверение, определяет наниматель (если иное не установлено законодательными актами)
Отчет о выполнении задания (о результатах) служебной командировки Нет <*> Нет <*> Есть <*> Теперь необходимость подготовки письменного отчета, срок его представления и порядок оформления определяет наниматель (если иное не установлено законодательством). Ранее работники, направленные в командировку за границу, должны были подавать письменный отчет об итогах служебной командировки в обязательном порядке
Авансовый отчет (с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы) Есть <*> Есть <*> Есть <*> Наниматель по желанию командированного работника обязан ознакомить его с порядком составления авансового отчета <*>.

На заметку
Как правило, работник представляет авансовый отчет лично на бумажном носителе. Вместе с тем он вправе выслать этот документ по почте как регистрируемое почтовое отправление, а если есть возможность — посредством автоматизированной подсистемы документационного обеспечения с досылкой на бумажном носителе <*>.

С 01.06.2019 авансовый отчет также можно будет представить посредством электронной почты <*>

Табель использования рабочего времени Есть <*> Есть <*> Есть <*> Наниматель должен заполнять табель использования рабочего времени независимо от того, направляется ли работник в командировку. Это связано с тем, что наниматель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. При этом следует помнить, что время командировок в составе отработанного времени учитывается отдельно <*>.

На заметку
Форма табеля и используемые в нем обозначения нормативно не закреплены. Наниматель вправе утвердить их для своей организации. На практике время нахождения в командировке отмечается в табеле буквой «К»

Журнал учета работников, выбывающих в командировки Нет Есть <*> Нет С 23.03.2019 указанные журналы в организации можно не вести. Надо это делать или нет — определяет наниматель.

Раньше журнал учета работников, выбывающих в служебные командировки, вели в обязательном порядке <*>

Журнал регистрации командировочных удостоверений Нет Нет Нет

Рекомендуем посетить конференцию:
Социально-трудовые отношения: юридические и бухгалтерские аспекты.