За текущий год порядок возмещения командировочных расходов менялся дважды. С 23 марта вступило в силу общее для всех командировок (заграничных и по Республике Беларусь) Положение N 176. Для целей возмещения командировочных расходов водители были разделены на тех, которые осуществляют международные автомобильные перевозки для собственных нужд организации, и осуществляющих иные перевозки. Для этих групп водителей был определен разный порядок расчета суммы возмещаемых расходов. При этом трудности представляли критерии, согласно которым водителей следовало делить на указанные группы.

С 7 сентября в силу изменений, внесенных в Положение N 176, больше не требуется разбираться в нюансах конкретной автомобильной перевозки: международная она или нет, для собственных нужд организации или иная. Сейчас ориентиром выступают характеристики транспортного средства, которым управляет командированный водитель.

Ответим на вопросы о нынешнем порядке возмещения командировочных расходов водителям.

1. В каком случае командировочные расходы водителю следует рассчитывать, как обычному работнику, а когда — по правилам гл. 7 Положения N 176?

Теперь достаточно определить, является ли автомобиль, за рулем которого конкретный водитель направлен в командировку, служебным или специальным легковым или транспортным средством органов системы обеспечения национальной безопасности. Если ответ «Да», то независимо от того, является ли командировка зарубежной или по территории Республики Беларусь, командировочные расчеты с водителем производятся, как с обычными работниками, — по правилам гл. 2 — 4. И, наоборот, если командированный водитель управляет иным автомобилем (например, грузовым или автобусом), то вместо суточных и расходов по найму в качестве компенсации расходов ему согласно правилам гл. 7 полагается общая выплата <*>.

Справочно
Определения служебного и специального легковых автомобилей (пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более 9, включая место водителя) приводятся в нескольких нормативных документах <*>:
служебный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица;
специальный легковой автомобиль — легковой автомобиль, предназначенный для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, укомплектованный специальным технологическим оборудованием и (или) имеющий специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения.
Полагаем, что аналогичная их трактовка оправдана и для целей возмещения командировочных расходов водителям.

Пример

Ситуация 1. Румянцев А.Н. направлен в командировку в г. Москву в качестве водителя служебного легкового автомобиля для перевозки трех сотрудников организации к месту проведения выставки.

Ситуация 2. Маршал Е.Ф. направлен в командировку в г. Новозыбков в качестве водителя служебного легкового автомобиля для доставки маловесного груза (швейные изделия).

Ситуация 3. Князев И.Г. направлен в командировку в г. Минск в качестве водителя грузового автомобиля для перевозки груза (мебель). Вместе с ним на этом автомобиле в командировку следует рабочий-монтажник.

В первых двух ситуациях исходим из того, что перевозки осуществляются водителями на служебных легковых автомобилях. Тот факт, что во второй ситуации таким автомобилем перевозится груз, роли не играет, поскольку это не изменяет характеристики автомобиля. Значит, командировочные и Румянцеву А.Н., и Маршалу Е.Ф. возмещаются по общеустановленным правилам, то есть исходя из норм гл. 2 — 4 Положения N 176.

В третьей ситуации водитель Князев И.Г. следует в командировку за рулем грузового автомобиля, соответственно расчет командировочных расходов производится по правилам гл. 7 Положения N 176.

Отметим, если рассматривать возмещение расходов по найму, то ключевым отличием является следующий факт:

— водителям, которые подпадают под нормы гл. 7, указанные расходы в составе общей выплаты оплачиваются за все дни командировки, в том числе за время нахождения в пути <*>;

— прочим водителям, которые Положением N 176 приравниваются к обычным работникам, — только за период нахождения в месте командировки (при условии, что на эти цели работнику не выдана корпоративная карта) <*>.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Саратов на 5 дней (дни отъезда в командировку и прибытия из нее являются соответственно днями пересечения границы Республики Беларусь). В месте командировки он находился 3 дня/2 ночи. По возвращении из командировки документы, подтверждающие фактические расходы по найму, водитель не представил.

Ситуация 1. Он осуществляет перевозку пассажиров автобусом. Общая выплата для России установлена нанимателем в размере 50 евро.

Ситуация 2. Он следует за рулем служебного легкового автомобиля. Аванс выдан наличными.

В первой ситуации возмещение командировочных расходов производится работнику по правилам гл. 7, то есть ему полагается общая выплата в сумме 250 евро (50 евро x 5 дней). Даты прибытия в г. Саратов и убытия из него в расчет не принимаются.

Во второй ситуации возмещение расходов по найму производится водителю по правилам гл. 2 — 4, то есть в сумме 240 долл. США (120 долл. США x 2 ночи). Суточные возмещаются за все дни командировки в сумме 150 долл. США (30 долл. США x 5 дней). Итого работнику причитается 390 долл. США (240 долл. США + 150 долл. США).

2. Можно ли установить общую выплату разной величины в зависимости от таких критериев, как место командировки, ее продолжительность (многодневная/однодневная), профессиональные характеристики водителя (стаж, категория)?

Размер и порядок расчета общей выплаты водителям определяются нанимателем (целесообразно закрепить в локальном правовом акте, например в положении о командировках). Вместе с тем диапазон, в рамках которого может варьировать наниматель при установлении величин общей выплаты, законодательно ограничен, а именно за время нахождения <*>:

— в пределах Республики Беларусь — не более пятикратного размера суточных (45 руб.), но не менее однократной их величины (9 руб.);

— за время нахождения за границей — до 150 евро включительно, но не менее 25 евро.

В рамках командировок по Беларуси, а также за границу размер общей выплаты в отношении различных населенных пунктов (стран) командирования наниматель вправе установить как единым, так и отличающимся. Главное при этом — соблюсти вышеобозначенные диапазоны.

Пример

В положении о командировках ООО «Гродно-5» размер общей выплаты водителям установлен в следующих размерах, а именно за время нахождения:

в пределах Республики Беларусь: для областных центров и Минска — 45 руб., районных центров — 35 руб., остальных населенных пунктов — 25 руб.;

за границей: для России — 25 евро, г. Москвы — 80 евро, Украины — 50 евро.

Вместе с тем ряд критериев не может служить основанием установления в организации отличающихся размеров общей выплаты. К таковым относится в том числе продолжительность командировки (многодневная/однодневная). При командировании на один день общая выплата командированному водителю составляет 100% определенного нанимателем ее размера <*>. То есть согласно законодательству независимо от того, является ли командировка в один и тот же населенный пункт (страну) многодневной или однодневной, величина общей выплаты в расчете за день в любом случае должна совпадать.

Также критерием отличающейся общей выплаты не могут являться профессиональные характеристики конкретного водителя. В противном случае речь можно вести о дискриминации, поскольку право на возмещение командировочных расходов обусловлено гарантией, установленной законодательством, и не связано со спецификой трудовой функции, навыками и личностью работника <*>.

3. Водителю грузового автомобиля при направлении в загранкомандировку выдана корпоративная банковская карта для оплаты расходов, в том числе по найму жилья. Означает ли это, что направляющая сторона оплатила водителю жилое помещение и возмещение командировочных ему надлежит производить не в виде общей выплаты, а исходя из фактических документально подтвержденных расходов?

Возмещение командировочных расходов водителям грузовых автомобилей производится по правилам гл. 7 Положения N 176, а именно п. 37 — 44 <*>. То есть нормы п. 17 Положения N 176 в отношении указанных водителей не применяются.

Так, возмещение командировочных расходов этим работникам производится в виде общей выплаты, конкретный размер которой в установленном диапазоне определяет наниматель. При превышении фактических расходов над этой выплатой работникам возмещаются расходы по найму жилья по подтверждающим документам, но в пределах размеров, установленных приложениями 1 и 2 к Положению N 176, и суточные в размерах, установленных этими же приложениями <*>.

Отметим, сравнение сумм общей выплаты и документально подтвержденных фактических расходов по найму жилья следует производить за каждые сутки командировки (либо отдельный период), за которые представлены подтверждающие документы. Если в конкретные сутки (период) водитель на эти цели фактически израсходовал больше, чем причитающаяся сумма общей выплаты, то возмещение ему расходов по найму за эти сутки (либо период) производится в порядке, установленном п. 39 Положения N 176.

Выдача водителю грузового автомобиля корпоративной карты порядок возмещения командировочных расходов не изменяет.

Пример

Водитель направлен в командировку в г. Вильнюс на грузовом автомобиле с 07.10.2019 по 11.10.2019. Общая выплата установлена нанимателем в размере 50 евро за сутки. Работнику выдана корпоративная карта, на которую зачислен аванс, в том числе общая выплата 250 евро (50 евро x 5 суток). По возвращении из командировки водитель представил авансовый отчет и приложил документы, подтверждающие расходы по найму жилья за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 на сумму 160 евро.

Размер общей выплаты за период с 08.10.2019 по 10.10.2019 составляет 150 евро (50 евро x 3 суток). Вместе с тем фактические документально подтвержденные расходы по найму жилья за указанный период превысили указанную сумму на 10 евро (160 евро > 150 евро), но при этом находятся в пределах размеров, установленных приложением 2 для г. Вильнюса (160 евро < 420 евро (140 евро x 3 суток)).

Соответственно работнику дополнительно к выплаченной сумме аванса в 250 евро следует доплатить:

— 10 евро за наем жилья;

— суточные исходя из размеров, установленных приложением 2, то есть 90 евро (30 евро x 3 суток).

Таким образом, итоговая сумма командировочных расходов, возмещаемая водителю, составит 350 евро (250 евро + 10 евро + 90 евро).

4. Водитель автобуса в рамках одного и того же командировочного дня находился на территории разных иностранных государств — России и Финляндии. Размер общей выплаты, установленный нанимателем за время нахождения водителя на территории России и стран Евросоюза, разный. Исходя из какого размера общей выплаты следует производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день?

Нормы гл. 7 не содержат правил для такой ситуации. Поскольку иного не установлено, то, полагаем, решение этого вопроса находится в компетенции нанимателя.

К примеру, ориентироваться можно на правила, установленные в отношении суточных для созвучного случая при командировании обычных работников. Так, предусмотрено, что при командировании работника в несколько иностранных государств в один день размер суточных определяется нанимателем исходя из наибольшего размера возмещения суточных, установленного для одного из этих государств <*>. Действовать подобным образом представляется допустимым и при командировании водителей, а именно предусмотреть производить возмещение командировочных расходов за такой «пограничный» день исходя из наибольшего размера общей выплаты.

Вместе с тем при принятии решения наниматель может учесть различные фактические обстоятельства, например время нахождения работника в каждом из мест командировки в этот день. Критерии принятия решения для таких случаев целесообразно закрепить в локальном правовом акте.

Читайте этот материал в ilex >>*

* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex