Николай Иванович ЛИМОЖ,
юрист

Вопросы привлечения и предоставления займов, деятельности микрофинансовых организаций с 2014 г. регулировал Указ N 325. Практика применения данного нормативного правового акта показала необходимость в дальнейшем совершенствовании правового регулирования указанной сферы общественных отношений для достижения следующих целей:

усовершенствования подходов к регулированию деятельности микрофинансовых организаций;

улучшения финансового положения микрофинансовых организаций;

формирования системы защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего порядок привлечения и предоставления микрозаймов, издан Указ N 394, разработанный с учетом четырехлетней практики применения Указа N 325.

Рассмотрим основные нововведения Указа N 394 (по сравнению с нормами Указа N 325).

Коммерческие микрофинансовые организации (ломбарды)

Изменены подходы к формированию уставного фонда ломбардов: он должен быть сформирован путем внесения денежных средств в размере не менее минимального размера уставного фонда, установленного Нацбанком (п. 7 Положения о порядке осуществления микрофинансовой деятельности).

Справочно
Минимальный размер уставного фонда ломбарда составляет 50 000 руб. <*> и может быть сформирован исключительно путем внесения денежных средств. При этом под внесением денежных средств понимается формирование уставного фонда коммерческой микрофинансовой организации за счет денежных вкладов учредителей (участников), нераспределенной прибыли прошлых лет и фондов такой организации, созданных за счет прибыли, в случае, если названные источники не были использованы <*>.

Расширен перечень видов деятельности, которые они вправе будут осуществлять наряду с деятельностью по регулярному предоставлению микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательным оставлением предмета залога коммерческой микрофинансовой организации (заклад), а именно:

регулярно предоставлять микрозаймы физическим лицам под залог транспортных средств без обязанности передачи предмета залога (транспортного средства) ломбарду;

осуществлять в соответствии с законодательством хранение вещей в ломбарде, их приобретение с целью реализации, а также комиссионную торговлю <*>.

Юридические лица, не являющиеся микрофинансовыми организациями, но наделенные правом осуществления микрофинансовой деятельности (специализированные организации)

Право предоставлять микрозаймы под залог движимого имущества предоставляется также юридическим лицам:

созданным в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, в уставном фонде которого более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, которые включены в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь» и зарегистрированы в сельской местности;

осуществляющим скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь <*>.

Такие юридические лица наделяются правом осуществлять микрофинансовую деятельность на основании:

— направления в Нацбанк уведомления о намерении осуществлять указанную деятельность;

— получения обратной связи от Нацбанка о том, что Нацбанком получено уведомление о намерении специализированной организации осуществлять указанную деятельность <*>;

— утвержденных руководителем юридического лица правил предоставления микрозаймов.

Указанные юридические лица при осуществлении деятельности по регулярному предоставлению микрозаймов обязаны обеспечить организацию раздельного учета хозяйственных операций по указанной деятельности, а также соблюдать требования, предусмотренные для коммерческих микрофинансовых организаций (в частности, относительно предоставления микрозаймов путем заключения договора микрозайма, прекращения финансирования заемщика при общей сумме его обязательств по договорам микрозайма перед микрофинансовой организацией более 15 000 базовых величин, соблюдения существенных условий договора микрозайма и установленных ограничений к его содержанию, максимального размера общей суммы процентов, неустойки (штрафа, пеней) по договору микрозайма, прав потребителя услуг, оказываемых микрофинансовой организацией, и порядка их защиты, раскрытия информации, представления отчетности в Нацбанк и др.) <*>.

Предусматривается также обязанность указанных юридических лиц уведомить Нацбанк об изменении сведений, указанных в уведомлении о намерении осуществлять микрофинансовую деятельность и о прекращении микрофинансовой деятельности с целью исключения в дальнейшем предъявления к ним требований о выполнении обязанностей, устанавливаемых Указом N 394 для микрофинансовых организаций.

Далее рассмотрим важные новшества для  некоммерческих микрофинансовых организаций, созданных в организационно-правовой форме потребительского кооператива, а так же иные многочисленные нововведения в регламентации микрофинансовой деятельности, которые вступят в силу с 27 апреля 2020 года.