Актуальная практика

На таможенной территории ЕАЭС не допускается:

1) использование временно ввезенных транспортных средств международной перевозки для перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, начинающейся и завершающейся на таможенной территории ЕАЭС;

2) передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением передачи для ремонта, технического обслуживания, хранения либо передачи в целях завершения операции перевозки путем немедленного вывоза транспортного средства международной перевозки <1>.

В качестве санкции за нарушение ограничений, установленных ТмК ТС, предусмотрена ответственность в виде штрафа от 5 до 30 базовых величин, а также альтернативная конфискация транспортного средства международной перевозки (далее — ТСМП) вне зависимости от того, в чьей собственности оно находится.

В большинстве случаев суды применяют конфискацию ТСМП. Однако существуют примеры, когда юридические лица привлекались к административной ответственности без применения альтернативной конфискации.

Пример 1

Суд установил, что юридическое лицо Республики Польша совершило деяние, ответственность за которое предусматривала ч. 1 ст. 14.7 КоАП. В частности, водитель передал ТСМП для управления иному физическому лицу.

Суд признал юридическое лицо виновным в совершении административного правонарушения, но учел характер правонарушения и то, что оно не повлекло вредных последствий и причинения ущерба.

В связи с указанным суд наложил на юридическое лицо административное взыскание в виде штрафа, не применив специальной конфискации.

Планируемые изменения

Проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» предусматривает исключение конфискации из ст. 14.7 КоАП. Вместо этого предлагается использовать взыскание в виде штрафа в размере до 30% от стоимости предмета административного правонарушения.

Кроме того, 01.01.2018 вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС <2>. Он предусматривает норму, не допускающую использования временно ввезенных ТСМП для внутренней перевозки товаров <3>, но с некоторыми изъятиями. В частности, допускается использование ТСМП для внутренней перевозки, начинающейся на территории одного государства ЕАЭС и заканчивающейся на территории другого его государства, в случае когда:

1) такая перевозка допускается международными договорами государств-членов с третьей стороной в области автомобильного транспорта. Например, такой договор заключен Республикой Беларусь с Литовской Республикой <4>;

2) перевозка осуществляется в рамках многосторонних квот Европейской конференции министров транспорта и государства-члены, на территориях которых начинается и заканчивается перевозка, являются участниками конференции.

Итоги

На данный момент в судебной практике по административным таможенным правонарушениям суды, как правило, применяют конфискацию предмета административного правонарушения.

В то же время на стадии рассмотрения в Палате представителей Республики Беларусь находится вышеуказанный проект, предполагающий прекращение практики применения конфискации по распространенным административным таможенным правонарушениям с увеличением размера штрафа за данные нарушения.

Более того, данный проект исключает возможность прекращения подготовки дела об административном правонарушении вынесением постановления о прекращении дела с последующим обращением предмета административного правонарушения в доход государства.

Планируемые изменения важны уже в настоящий момент тем, что акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Он распространяется на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления указанного акта в силу и в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания.