В развитие положений п. 3 ст. 313 Таможенного кодекса ЕАЭС (ТмК ЕАЭС) Коллегия ЕЭК утвердила Положение
об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (Положение) <*>. Оно вступило в силу 2 мая 2018 г.

Детализация порядка таможенного контроля

Уже можно сказать, что с принятием Положения сформировалась совокупность НПА, комплексно определяющих подходы к контролю таможенной стоимости товаров.

Основные нормы, регламентирующие такой контроль (последовательность действий, формирование запроса документов и сведений, принимаемые решения по результатам контроля, сроки и т.д.), содержит ТмК ЕАЭС.
При этом данные нормы могут применяться при проверке любых сведений, заявляемых в декларации на товары (декларация).

Дополнительные (специфические) нормы, которые применяются исключительно в случае контроля таможенной стоимости товаров, закрепило Положение.

В связи с его принятием с 2 мая 2018 г. утратили силу Порядок контроля таможенной стоимости товаров
и Порядок корректировки таможенной стоимости товаров <*>. При этом в значительной части их положения фактически не применяются с момента вступления в силу ТмК ЕАЭС.

Однако остается актуальным и по-прежнему применяется Порядок декларирования таможенной стоимости
товаров
<*>. Новый документ, который его заменит, будет принят в ближайшее время в развитие положений
п. 2 ст. 105 ТмК ЕАЭС.

На заметку
В связи с принятием Решения Коллегии ЕЭК от 27 марта 2018 г. N 42 появились изменения также в ряде актов ЕЭК, закрепляющих:
— порядок заполнения декларации на товары;
— порядок внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары;
— правила применения методов определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и сложения (метод 5).

Особенности Положения

Положение имеет универсальный характер. Оно может применяться при таможенном контроле, начатом как до,
так и после выпуска товаров.

Исключение составляет п. 6 Положения. Эта норма актуальна в случае проверки таможенных,
иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, либо при выпуске товаров до подачи декларации,
до направления декларанту таможенным органом электронного документа либо проставления соответствующих отметок на декларации, поданной на бумажном носителе, и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) документах в соответствии с п. 17 ст. 120 ТмК ЕАЭС.

Пункт 3 Положения оставляет неизменным подход, согласно которому используемая таможенными органами при контроле таможенной стоимости товаров информация должна быть максимально сопоставимой с информацией
о ввозимых товарах. В частности, должны максимально совпадать сведения:
— об условиях и обстоятельствах сделки;
— физических характеристиках ввозимых товаров;
— качестве и репутации данных товаров.

В качестве сопоставимой информации таможенные органы используют уже имеющиеся у них сведения:
— о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида;
— биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, а также сведения из ценовых каталогов.

Таможенные органы могут получить подобную информацию от госорганов государств — членов ЕАЭС, их дипломатических и иных представительств, прочих организаций, в том числе транспортных, страховых, логистических, производственных, торговых и иных.

Основания для углубленного таможенного контроля

Подходы к определению обстоятельств, при которых таможенный орган может запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, подтверждающие таможенную стоимость товаров, принципиально не изменились.

В качестве соответствующих признаков может рассматриваться несоответствие в представленных документах и сведениях информации, имеющейся у таможенных органов, а также наличие оснований полагать, что декларант нарушил структуру таможенной стоимости товаров <*>.

Актуальны также случаи, когда:
— цена ввозимых товаров намного ниже цены их отдельных компонентов (в том числе сырьевых), из которых состоят данные товары;
— имеет место взаимосвязь продавца и покупателя ввозимых товаров в сочетании с более низкой их ценой по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров, которые продавали и покупали независимые
продавец и покупатель;
— анализ имеющихся у таможенного органа сведений позволяет сделать вывод о более низкой цене ввозимых товаров по сравнению с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях их ввоза <*>.
Не изменились подходы, в соответствии с которыми до выпуска товаров не требуется проведение проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении последующих партий идентичных товаров при соблюдении ряда условий <*>.

Отдельные обстоятельства, выявленные таможенными органами в ходе таможенного контроля, не рассматриваются при этом в качестве признаков недостоверного определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Это происходит, если контроль таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров подтвердил достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, при условии, что были выявлены те же обстоятельства,
что и при проведении контроля таможенной стоимости ранее ввезенных идентичных товаров.

Пример
В первом и последующих случаях ввоза таможенный орган выявил более низкие цены товаров по сравнению
с ценой идентичных или однородных товаров при сопоставимых условиях ввоза.
Соответственно, в последующих случаях ввоза товаров указанное обстоятельство не будет основанием для проверки таможенных, иных документов и (или) сведений. Разумеется, если выполняются условия, установленные Положением.
При этом в связи с наличием признаков недостоверного определения таможенной стоимости в предшествующем случае ввоза идентичных товаров необходимо, чтобы контроль их таможенной стоимости осуществлялся в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.

Таким образом, следует иметь в виду, что в целях применения п. 6 Положения достоверность и (или) полнота проверяемых сведений о таможенной стоимости идентичных товаров должна подтверждаться результатами проверки таможенных, иных документов и (или) сведений согласно ст. 325 ТмК ЕАЭС.

Запрос дополнительной информации

Запрос документов и (или) сведений должен быть обоснованным и содержать:
— перечень признаков, указывающих, что сведения в декларации на товары и (или) в иных документах
не подтверждаются либо могут быть недостоверными;
— перечень запрашиваемых документов и (или) сведений;
— сроки представления этих документов и (или) сведений, в том числе письменных пояснений.

Чтобы установить достоверность и полноту проверяемых сведений, заявленных в декларации на товары и (или) содержащихся в иных документах, таможенный орган, как и раньше, вправе запросить у декларанта:
— коммерческие, бухгалтерские документы;
— сертификат о происхождении товаров и (или) иные документы (сведения), в том числе письменные пояснения.

Перечень документов, сведений и письменных пояснений, которые таможенный орган может дополнительно запросить при проведении контроля таможенной стоимости товаров, существенно не изменился <*>.

Подразумевается, что этот перечень примерный и открытый. Чтобы подтвердить достоверность и полноту сведений в декларации на товары, декларант может представить иные документы и (или) сведения. Это могут быть в том числе письменные пояснения.

Обоснование причин непредставления документов

Вопрос истребования документальных свидетельств, подтверждающих объективность причин непредставления декларантом (отсутствия в его распоряжении) отдельных запрошенных таможенным органом документов, сведений и (или) пояснений, изначально решал п. 2 ст. 94 Закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»
(Закон о таможенном регулировании) <*>.

Положение использует несколько иные, отличные от установленных Законом подходы к определению причин непредставления документов. У декларанта должны быть документальные свидетельства, что:
— запрошенный таможенным органом документ не существует или не применяется в аналогичных сделках;
— лицо, располагающее запрошенными документами и (или) сведениями, отказалось предоставить их декларанту или не отреагировало на его просьбу.

При этом необходимо учитывать, что вместе с Положением в дальнейшем будет применяться Закон о таможенном регулировании, а именно его п. 2 ст. 94, касающийся:
— непредставления декларантом запрашиваемых документов, не имеющих непосредственного отношения к партии оцениваемых товаров;
— отсутствия в представленных декларантом документах каких-либо сведений, если порядок заполнения этих документов не регулирует законодательство Беларуси или страны их выдачи.

Указанные обстоятельства, как и раньше, сами по себе не рассматриваются в качестве основания для внесения изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости товаров, заявленные в декларации, в соответствии
со ст. 112 ТмК ЕАЭС.

Принятие таможенной стоимости

Положение разъясняет, какая таможенная стоимость считается принятой таможенным органом для целей применения методов ее определения и контроля правильности их применения.

Наличие такой нормы в Положении обусловлено тем, что ТмК ЕАЭС не предусматривает института принятия отдельного решения о таможенной стоимости товаров, ее принятии либо корректировке.

При этом ст. 41 и 42 ТмК ЕАЭС закрепляют, что для целей применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) необходимо, в частности, чтобы таможенную стоимость ввезенных ранее идентичных либо однородных товаров принял таможенный орган.

Важно
Согласно Положению таможенная стоимость товаров по результатам таможенного контроля считается принятой, если сведения о ней, заявленные в декларации:
— не менялись и не дополнялись, а в случаях проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной стоимости подтверждалась их достоверность и полнота;
— изменялись или дополнялись в соответствии со ст. 112 ТмК ЕАЭС.

Для целей применения методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) необходимо, чтобы в вышеназванных случаях при определении таможенной стоимости идентичного (однородного) товара применялся метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).