На сегодняшний день заболевание коронавирус COVID-19 внесено в перечень заболеваний, представляющих опасность для здоровья населения, который утвержден постановлением Минздрава N 75. Всемирной организацией здравоохранения вспышка коронавируса COVID-19 объявлена пандемией. Безусловно, в сложившихся условиях данное заболевание может оказать влияние на многие сферы жизнедеятельности, в том числе и на госзакупки.

Может ли коронавирус быть признан обстоятельством непреодолимой силы

При определении правовых последствий, вызванных как самим вирусом, так и мерами по предотвращению его распространения, важным является тот факт, следует ли относить коронавирус к обстоятельствам непреодолимой силы, в том числе для целей применения норм законодательства о госзакупках.

Российские коллеги указывают на то, что «распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV… носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы» (Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности»).

На этом же настаивает Федеральная антимонопольная служба (Письмо от 18.03.2020 N ИА/21684/20), обращая внимание на вышеуказанный факт (в сфере закупок) при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.

Национальное законодательство не содержит конкретного указания на признание инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, обстоятельством непреодолимой силы, однако п. 3 ст. 372 ГК содержит указание на то, что непреодолимой силой являются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. При этом конкретный перечень обстоятельств непреодолимой силы в законодательстве отсутствует.

По информации Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП), она свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор) только в отношении конкретных договоров (внешнеэкономического или заключенного между белорусскими предприятиями). При этом если договор заключен между белорусскими субъектами, то в нем должна содержаться оговорка о праве БелТПП свидетельствовать обстоятельства непреодолимой силы.

Коронавирус или возникшие в его связи эпидемия и пандемия сами по себе не могут являться обстоятельствами непреодолимой силы, но таковыми могут признаваться ограничительные и другие меры, направленные на предотвращение распространения коронавируса и его последствий и возникшие после заключения конкретных договоров.

К ограничительным мерам могут быть отнесены решения государственных и местных органов управления, постановления правительств, в том числе направленные на ограничение поставок, свободное перемещение товаров и рабочей силы или закрытие границ.

При этом, если ограничительные меры были приняты на территории иностранных государств, документами, подтверждающими наличие обстоятельств непреодолимой силы, будут в том числе являться сертификаты о форс-мажорах, выданные уполномоченными в этих государствах организациями. Например, если ограничительные меры были приняты на территории Китая или России, то документами, подтверждающими обстоятельства непреодолимой силы, будут являться соответственно сертификаты Китайского Совета по содействию международной торговле или Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

К обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т.д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т.д.).

К обстоятельствам непреодолимой силы, как правило, не относятся:

— изменение курсов валют;

— снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в том числе в связи с приостановлением деятельности;

— снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров;

— увеличение стоимости транспортировки товаров, в том числе морским транспортом;

— снижение количества морских судов на морских транспортных линиях.

Обстоятельства непреодолимой силы являются основанием освобождения субъектов от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам, а не от исполнения самих обязательств. Обязанность доказывания наличия форс-мажора возлагается на лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство по конкретному договору.

Выбор процедуры госзакупки, если потребность в товарах возникла вследствие принятия мер по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19

Для национального законодательства при признании факта принятия мер по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, обстоятельством непреодолимой силы в сфере госзакупок имеется норма, позволяющая учесть данную ситуацию.

Так, процедура закупки из одного источника, в частности, проводится в случае возникновения потребности в приобретении определенных товаров (работ, услуг) вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера (локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), аварии, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных видов процедур госзакупок, требующих затрат времени, нецелесообразно <*>.

В этой связи при наличии у заказчика (организатора) правовых оснований полагать, что потребность в товарах (работах, услугах) возникла вследствие принятия мер по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, и расценивать такое возникновение потребности как непреодолимую силу заказчик (организатор) вправе применить закупку из одного источника.

Например, у заказчика отсутствовала потребность в текущем году в антисептических и дезинфицирующих средствах. В условиях принятия мер по предотвращению распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19, такая потребность возникла, и при этом невозможно соблюсти сроки проведения иных видов процедур госзакупок. Как следствие, при приобретении таких антисептических и дезинфицирующих средств может применяться процедура закупки из одного источника, причем возможно ее проведение без предварительного включения потребности в годовой план госзакупок <*>. Однако тем не менее требуется соблюдение требований постановления МАРТ N 30.

Можно ли расторгнуть договор госзакупки вследствие распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19

Если речь идет о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору госзакупки, то по общему правилу применяется норма п. 3 ст. 372 ГК. В частности, если иное не предусмотрено законодательством или договором, лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В этом случае ответственность не наступает при наличии доказанных субъектом хозяйствования обстоятельств непреодолимой силы.

Тем не менее факт расторжения договора госзакупки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору поставщиком (подрядчиком, исполнителем) является основанием для включения такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок. Только при наличии в законодательстве о госзакупках основания невключения такого не исполнившего или ненадлежащим образом исполнившего обязательство субъекта в список (по примеру Федеральной антимонопольной службы, представленному выше) станет возможным невключение.

Можно ли изменить договор госзакупки вследствие распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19

ГК содержит основания для изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, которое, в свою очередь, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, если они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях <*>.

При наличии одновременно следующих условий, по мнению автора, возможно ставить вопрос о таком изменении и расторжении договора, а именно:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени добросовестности и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям гражданского оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона <*>.

Существенное изменение обстоятельств необходимо доказать совокупностью фактов, имеющихся в деятельности сторон договора.

Но следует помнить, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях <*>.

Но для сферы госзакупок подлежат применению нормы п. 1 ст. 25 Закона N 419-З, в частности, не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона N 419-З, а также Совмином, в частности постановлением N 395.

Соблюдение указанных выше условий должно быть обеспечено. Более того, как мы отмечали выше, «обстоятельства непреодолимой силы могут освободить от ответственности за неисполнение обязательств по договору, но не от их исполнения». Соответственно обязательства должны соблюдаться с учетом требований законодательства о госзакупках и исполняться в соответствии с ним.

Читайте этот материал в ilex >>
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Читайте также:
Комментарий к Указу N 143 о поддержке экономики в условиях пандемии коронавируса