Ирина Владимировна Рузова,
главный советник отдела конституционного права
управления конституционного и международного права
Национального центра законодательства
и правовых исследо
ваний Республики Беларусь

С момента реформирования нотариата прошло уже более 5 лет. В 2014 году были упразднены государственные нотариальные конторы. Нотариат стал работать на условиях самоуправления и самофинансирования.

В январе 2016 года была принята новая редакция Закона от 18.07.2004 № 305-З ”О нотариате и нотариальной деятельности“. За годы функционирования нотариата в обновленном формате накопился ряд вопросов, требующих законодательного регулирования. В этой связи подготовлен законопроект, направленный на совершенствование норм Закона ”О нотариате и нотариальной деятельности“ с учетом практики его применения. В настоящее время проект Закона ”Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности“ внесен в Палату представителей Национального собрания и готовится к рассмотрению в первом чтении.

Наиболее значимые новшества, предусматриваемые проектом Закона ”Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности“

1. Закрепляются государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности в Республике Беларусь.

В качестве таких гарантий предусматриваются:

запрет на изъятие нотариальных документов (за исключением случаев, установленных законодательными актами);

обязанность госорганов, иных госорганизаций представлять по запросу нотариусов имеющиеся у них сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

 2. Отдельные изменения затронут порядок функционирования электронной системы учета нотариальных действий и нотариальных дел.

В частности, предусматривается, что взаимодействие данной системы с иными информационными системами (ресурсами) будет осуществляться безвозмездно на основании соглашений, заключаемых Белорусской нотариальной палатой с собственниками (владельцами) иных информационных систем (ресурсов), или посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы (далее — ОАИС). Такой порядок предполагается ввести в действие с 01.01.2021.

3. Конкретизируются полномочия нотариусов.

Нотариусы наделяются правом истребовать сведения и документы у ИП, которые являются отдельным субъектом хозяйствования, и у нотариусов, поскольку получение этих сведений и документов так же, как и от госорганов и иных организаций, является необходимой составляющей нотариальной деятельности.

Кроме того, уточняется перечень персональных данных, которые могут быть запрошены нотариусом без согласия физлица. Соответствующие данные будут запрашиваться нотариусами в целях выполнения возложенных на них задач из регистра населения в случаях, когда истребовать согласие физлица будет невозможно в силу различных обстоятельств (например, в отношении умершего гражданина; когда неизвестно место жительства физлица; когда лицо является должником при совершении исполнительной надписи и не заинтересовано в предоставлении необходимой информации и др.).

Также уточняются полномочия нотариусов по осуществлению ими функции авторизованного посредника. За нотариусами закрепляется право представлять интересы лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, в республиканской или территориальной организации по госрегистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним при совершении регистрационных действий в электронной форме.

 4. Закрепляются новые виды нотариальных действий.

Перечень нотариальных действий, закрепленный в ст. 54 Закона ”О нотариате и нотариальной деятельности“, не является исчерпывающим. В соответствии с абз. 23 ст. 54 Закона ”О нотариате и нотариальной деятельности“ нотариусы могут совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законодательством. С учетом того что ряд нотариальных действий пользуется активным спросом у населения, наиболее востребованные нотариальные действия предлагается закрепить в Законе ”О нотариате и нотариальной деятельности“, в том числе:

— удостоверение отказов и отмены доверенностей;

— удостоверение заявления участников общества с ограниченной ответственностью (общества с дополнительной ответственностью) о выходе из общества;

— свидетельствование электронной копии документа на бумажном носителе;

— принятие в депозит нотариуса денежных средств и (или) ценных бумаг;

— выдача дубликатов нотариальных документов, экземпляры которых имеются на хранении у нотариуса, в нотариальной конторе, нотариальном или государственном архиве.

Кроме того, в целях устранения пробела в правовом регулировании вопросов, связанных с переменой лиц в обязательстве после совершения нотариусом исполнительной надписи до возбуждения исполнительного производства, вводится такое нотариальное действие, как ”установление в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, изменения наименования юридического лица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина“.

Предполагается, что факт правопреемства, изменения наименования юрлица, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества гражданина в отношении должника или взыскателя по исполнительной надписи будет устанавливаться нотариусом в случаях, если:

— представленные документы соответствуют законодательству и подтверждают бесспорность требования взыскателя (правопреемника взыскателя) к должнику (правопреемнику должника);

— не истек срок предъявления исполнительной надписи к исполнению.

Для совершения такого нотариального действия необходимо будет представить нотариусу документы в соответствии с перечнем документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, установленным Совмином.

С учетом закрепляемого законопроектом механизма предполагается, что в подтверждение установления факта правопреемства, изменения наименования, изменения фамилии, собственного имени и (или) отчества физлица, в том числе ИП, должника или взыскателя по исполнительной надписи нотариус будет выдавать свидетельство в качестве неотъемлемой части исполнительного документа.

5. Изменяются подходы к фиксации хода совершения нотариального действия с помощью технических средств.

Исключается возможность использования аудиозаписи. Это связано с тем, что в отличие от применения видеозаписи при помощи аудиозаписи невозможно закрепить отдельные значимые составляющие процедуры совершения нотариального действия (например, проставление стороной удостоверяемого договора собственноручной подписи на нем).

С учетом того что информация, полученная в ходе совершения нотариального действия, составляет нотариальную тайну, правом использования технических средств для фиксации хода совершения нотариального действия наделяется только нотариус. При этом инициатива осуществления видеозаписи может исходить от всех лиц, обратившихся за совершением нотариального действия.

Порядок проведения, хранения и воспроизведения видеозаписи будет установлен Минюстом.

 6. Уточняются требования к документам, представляемым для совершения нотариальных действий.

Документы, составленные на иностранном языке, представляемые для совершения нотариальных действий, оказания услуг правового и технического характера, должны быть переведены на белорусский или русский язык и верность перевода или подлинность подписи переводчика засвидетельствованы нотариально, если иное не предусмотрено Законом ”О нотариате и нотариальной деятельности“ и иными актами законодательства.

7. Регламентируется порядок направление корреспонденции, а также последствия отказа от ее принятия.

В случае когда в соответствии с актами законодательства корреспонденция (заявления, извещения и другие документы) доставляется по почте заказным письмом с уведомлением о получении или вручается адресату под расписку, адресат будет считаться надлежащим образом извещенным (получившим корреспонденцию), если имеется расписка адресата (уполномоченного им лица) о получении заказного письма или получении корреспонденции.

Также адресат будет считаться надлежащим образом извещенным (получившим корреспонденцию) и в том случае, если он отказался принять корреспонденцию, направляемую (передаваемую) нотариусом, и такой отказ документально зафиксирован в установленном законодательством порядке.

Аналогичный порядок будет применяться в отношении отказа гражданина или юрлица от получения заявления, о передаче которого просит другой гражданин или юрлицо.

8. Исключается территориальный принцип обращения к нотариусу за удостоверением договоров отчуждения недвижимого имущества, что позволит гражданам и юрлицам обращаться за удостоверением таких договоров к любому нотариусу независимо от места нахождения соответствующего имущества в определенном нотариальном округе.

 9. Вносятся изменения в порядок открытия наследственного дела.

В частности, предусматривается, что в случае неполучения наследниками свидетельства о праве на наследство в течение 10 лет с даты открытия наследственного дела оно может быть передано в нотариальный архив в соответствии с порядком, определенным правилами нотариального делопроизводства. При обращении наследников за выдачей свидетельства о праве на наследство данное свидетельство будет выдаваться по месту открытия наследства нотариусом, открывшим наследственное дело, а в случае его отсутствия – другим нотариусом, определенным территориальной нотариальной палатой.

Такой подход позволит исключить случаи необоснованного длительного хранения нотариусом открытого наследственного дела (без передачи в нотариальный архив) и более оперативно формировать документы, по которым не было заявлено о наследственном имуществе (например, наследственные дела, открытые по заявлению кредиторов, дела, в которых имеется только заявление в простой письменной форме о принятии наследства и т.п.).

10. Уточняется порядок внесения денежных средств и ценных бумаг в депозит нотариуса.

В Законе ”О нотариате и нотариальной деятельности“ предлагается закрепить, что денежные средства и (или) ценные бумаги должны поступить в депозит нотариуса не позднее 7 рабочих дней с момента подачи заявления (за исключением случаев принятия мер по охране наследства). О принятии от должника в депозит нотариуса денежных средств или ценных бумаг нотариус будет извещать кредитора. В случае если в указанный срок денежные средства или ценные бумаги они в депозит нотариуса не поступят, должник будет считаться отказавшимся от совершения нотариального действия, о чем нотариус должен будет известить должника.

Уточняется также, что документарные ценные бумаги для принятия их в депозит нотариуса передаются на хранение в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию на основании договора открытого банковского хранения, заключенного территориальной нотариальной палатой, в соответствии с которым право передачи на хранение документарных ценных бумаг, доступа к ним и распоряжения ими предоставляется нотариусам.

 11. Уточняется порядок и условия совершения исполнительных надписей.

В целях развития электронного документооборота в Республике Беларусь, в частности, при работе с банковским сектором, в Законе ”О нотариате и нотариальной деятельности“ закрепляется возможность подачи заявления о совершении исполнительной надписи в виде электронного документа.

В целях реализации взыскателем своих прав в случае замены стороны в рамках исполнительного производства предусматривается, что по постановлению судебного исполнителя нотариусом будут выдаваться экземпляры исполнительной надписи, оформленные в соответствии с правилами нотариального делопроизводства.

Уточняется также, что исполнительная надпись в отношении должника-юрлица или должника-ИП может быть совершена лишь при условии, что не открыто конкурсное производство в рамках возбужденного дела об экономической несостоятельности (банкротстве) и не принято решение о ликвидации (прекращении деятельности).

Также в Закон ”О нотариате и нотариальной деятельности“ вносится ряд иных изменений и дополнений, направленных на повышение эффективности деятельности нотариата.